Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
Штурмовики Су-25 уничтожили замаскированные укреппозиции и технику ВСУ
Армия
Расчеты минометов 2Б9 «Василек» нанесли удар по позициям ВСУ
Армия
ВС РФ помешали ВСУ провести разведку боем на купянском направлении
Мир
The Telegraph узнала об отмене поездки Байдена на коронацию Карла III
Армия
Мотострелки уничтожили два опорных пункта ВСУ в районе Марьинки
Армия
Саперы ВС РФ приступили к разминированию территорий в Запорожской области
Мир
В Токио заявили об угрозе нехватки электроэнергии летом 2023 года
Мир
В США заявили об опасности возможного военного союза России и Китая
Армия
Расчеты гаубиц «Мста-Б» уничтожили опорный пункт ВСУ под Авдеевкой
Мир
В США заявили о создании антиамериканской коалиции во главе с Россией
Авто
Вильфанд посоветовал москвичам переходить на летнюю резину после 10 апреля
Мир
Число погибших в результате торнадо в Арканзасе выросло до двух
Мир
Рогов заявил о появлении немецких наемников на запорожском участке фронта

Закон не дописан

Юрист Мария Телегина — о развитии рынка цифровых финансовых активов и его регулировании
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

В России постепенно входят в оборот цифровые финансовые активы (ЦФА) — уже состоялись первые выпуски, но они носили скорее тестовый характер для обкатки созданных IT-инфраструктур. Банки начинают проявлять всё больший интерес к таким инструментам, выступая не только в роли эмитентов, но и в качестве операторов информационной системы. Так, в начале февраля к «Сберу» присоединился и Альфа-банк, который разместил ЦФА на платформе «А-Токен».

Это новый вид инвестиционного инструмента, который выпускается в цифровой форме. Изначально они создавались для привлечения инвестиций малым и средним бизнесом, но впоследствии ими заинтересовались и крупные игроки.

ЦФА могут приобретать как обычные граждане, так и квалифицированные инвесторы, однако есть ограничения. Выпускаются цифровые финансовые активы на платформе, правила которой согласовываются с Банком России, при этом оператор информационной системы администрирует ее и ведет учет прав на ЦФА. Все сделки с такими инструментами, кроме первоначальной эмиссии, осуществляются через оператора обмена ЦФА, а денежные расчеты по ним могут проводиться только в случае получения статуса оператора электронной платформы.

Такая конструкция направлена на снижение рисков инвесторов и стабильное развитие финансового рынка. Но на сегодня ни сам рынок, ни потребители не хотят массово переходить на подобные инструменты. Одна из основных причин тому — законодательство оказалось не готово ответить на все вопросы, возникающие при работе с цифровыми финансовыми активами. Среди проблемных сфер — порядок взаиморасчетов, вторичный оборот и трансграничные сделки с ЦФА, защита прав инвесторов и допуск эмитентов на рынок. Кроме того, наращивать компетенции в этой отрасли должны как субъекты финансового рынка, так и те, кто активно работает с инвесторами: финансовые консультанты, сотрудники брокерских и управляющих компаний.

Вступивший в силу в июле 2022 года закон позволил применять механизм, который гарантирует передачу ЦФА сразу же после поступления денег продавцу. Так, оператор электронной платформы открывает номинальный счет в российской кредитной организации и использует его при проведении сделок.

Затем также решили вопрос с налогообложением деятельности операторов. Часть услуг перестали облагать НДС, а для взимания НДФЛ и налога на прибыль установили правила учета доходов и расходов.

Кроме того, Банк России своим указом запретил неквалифицированным инвесторам приобретать определенные ЦФА и ограничил сумму вложений в такие инструменты со средним уровнем риска. При определении групп цифровых финансовых активов исходили из опыта с классическими инструментам. В том числе во избежание потенциальных споров, которые могли возникнуть из-за разного регулирования обычных ценных бумаг и продуктов в формате ЦФА.

Однако этих ограничений недостаточно для того, чтобы говорить о полной защите прав инвесторов. Если ЦБ РФ предпринял попытку регулирования отношений по аналогии с ценными бумагами, то и механизмы защиты прав инвесторов следовало бы распространить на владельцев ЦФА, чего на сегодняшний день не сделано.

Аналогичный подход «одинаковые содержание и риски — одинаковое регулирование» предлагается использовать для контроля выпуска и обращения ЦФА. Например, в вопросах требований к эмитенту, раскрытия информации о нем, правил допуска активов и их регистрации, правил учета и работы с ЦФА кредитными организациями, НПФ, страховыми компаниями и другими субъектами. А также для определения возможности проведения сделок с такими инструментами на традиционных биржах.

Описанный подход используется в США, то есть регулирование уже имеющихся инструментов применяется также к схожим активам в электронной форме. Однако этот метод может быть задействован не всегда и не во всем. В частности, законодатель запретил использование ЦФА в качестве средства платежа. Если же будет принято решение использовать аналогичное традиционным финансовым инструментам регулирование, то, получается, и для них надо будет ввести такое ограничение.

15 февраля Госдума приняла в первом чтении законопроект, который разрешает финансовым платформам совмещать свою деятельность с операторами информационной системы. Это изменение позволит увеличить число последних, а также расширить их функциональность за счет уже имеющегося у финансовых площадок инструментария.

Как видится, ни законодатель, ни регулятор пока не приняли решение, что же все-таки за зверь такой цифровые активы. А пока не будет четких и понятных правил, такие инструменты вряд ли смогут конкурировать с уже хорошо отрегулированными традиционными финансовыми продуктами.

Автор — эксперт образовательной платформы Moscow Digital School (входит в Ultimate Education)

Позиция редакции может не совпадать с мнением автора

Читайте также
Реклама
Прямой эфир