По данным Росстата, в январе 2023 года в России продолжилось замедление роста годовой инфляции, которая составила в январе 11,77% по сравнению декабрьскими 11,94%. А в последнюю полную неделю февраля даже была небольшая дефляция (то есть в среднем стоимость товаров и услуг снизилась), хоть в основном за счет огурцов и всего в 0,02%.
Новость хорошая, вот только россияне наблюдают совсем другую динамику. По данным ежемесячного бюллетеня ЦБ на основе проводимых ФОМом опросов населения, в январе россияне оценили наблюдаемую ими лично инфляцию за последние 12 месяцев в среднем в 14,9%. То есть на 3,13 п.п. выше оценки Росстата.
Такая разница фиксировалась социологами почти всегда. Причем несколько лет назад, когда инфляция находилась на целевом уровне Банка России в 4–5% в год, наблюдаемый показатель превышал официальный не на несколько процентных пунктов, а вдвое или даже втрое!
Связана такая тенденция с разными факторами. Среди объективных — структура потребления каждого отдельного человека, как правило, сильно отличается от той, на которую ориентируются статистические органы при подсчете инфляции. Люди, исходя из собственного потребления, более внимательны к годовой динамике цен на товары или услуги, которые необходимы конкретно им, а статистические органы обязаны учитывать изменение стоимости всех товаров как минимум первой необходимости.
Есть также и субъективные факторы: например, в целом людям более свойственно запоминать, на что цены выросли. А снижение стоимости потребители нередко игнорируют. Например, покупатели (причем часто несправедливо) не доверяют качеству товара, продаваемого со скидкой.
Социологи опрашивают население не только относительно наблюдаемого роста цен в моменте или за последний год, но также о том, какую динамику люди ждут в течение будущих 12 месяцев. Этот показатель принято именовать инфляционными ожиданиями.
В самом свежем бюллетене Банка России и ФОМ приводится достаточно интересная динамика: в декабре инфляционные ожидания составляли 12,1%, в январе они снизились до 11,6%, а в феврале снова подросли до 12,2%.
Это может быть связано с тем, что стоимость ряда товаров с начала года поползла вверх. Например, в январе российская общественность была взбудоражена ростом цен на свежие огурцы, которые даже по данным официальной статистики всего за месяц подорожали по сравнению с декабрем на 34%. К концу января килограмм этого овоща в крупных городах стоил дороже килограмма свинины или курятины.
Биржевые трейдеры в социальных сетях даже шутили: вместо акций надо было инвестировать в огурцы.
Этот рост цен, конечно, был вызван сезонными факторами: в январе и феврале в России традиционно дорожает плодоовощная продукция, зато летом она выступает одной из причин дефляции. Однако зимой такие скачки нередко способствуют росту инфляционных ожиданий населения.
Если цены продолжат и даже усилят рост в следующем месяце, разумеется, будут меняться и ожидания населения относительно их дальнейшей динамики. Хотя это и субъективный фактор, он может стать основой для корректировки денежно-кредитной политики Банка России. Чем выше показатель, тем больше вероятность, что регулятор может уже в ближайшее время вернуться к повышению ключевой ставки, чтобы сдержать инфляцию.
Впрочем, повышение ключевой, хотя и возможно, но совсем не гарантировано, поэтому бизнесу и будущим ипотечным заемщикам, опасающимся резкого удорожания кредитов, пока не стоит беспокоиться. Февральская дефляция, хоть и незначительная, может повлиять на динамику ожиданий населения. Они могут снизиться. Причем драйвером уменьшения недельной инфляции оказались ранее подорожавшие свежие огурцы, цены на которые за неделю упали на 7,6% — видимо, уже начал работать фактор снижения потребительского спроса.
По нашему мнению, наиболее показательными для динамики инфляции за 2023 год могут стать весенние месяцы. Если в апреле-мае потребительские цены опять пойдут вверх, это может означать, что по итогам года показатель, скорее всего, подберется к верхней границе или даже превысит официальный прогноз ЦБ РФ в 5–7%. Тогда вероятность, что в 2024-м удастся достигнуть таргета ЦБ в 4%, становится всё меньше.
Если события начнут развиваться по такому сценарию, то Банк России в ближайшее время может опять начать повышать ключевую ставку, увеличив ее в этом году, возможно, до 8%. Цель снижения инфляции тогда будет достигнута к 2024 году более жесткими мерами денежно-кредитной политики, но не исключено, что за высокую процентную ставку российской экономике придется расплатиться в этом году более сильным спадом, чем ожидалось, а в 2024-м — слабым восстановительным ростом ВВП (не выше 1%).
Автор — ведущий аналитик Freedom Finance Global
Позиция редакции может не совпадать с мнением автора