Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Орбан допустил потерю Рютте своего поста после угроз России
Общество
Россияне прислали свыше 1,2 млн вопросов на прямую линию с Путиным
Общество
Кадыров пообещал сделать всё для предотвращения атак дронов ВСУ
Армия
Силы ПВО за четыре часа сбили 56 украинских беспилотников над регионами России
Общество
МВД предупредило о схеме мошенничества под видом проверки качества воды
Спорт
Генассамблея FIDE отложила вопрос допуска российских шахматистов до соревнований
Мир
Зеленский заявил об отсутствии желания держаться за кресло президента Украины
Спорт
Журналист сообщил о желании наследного принца Саудовской Аравии купить «Барселону»
Политика
Кадыров заявил о готовности идти на выборы главы Чечни в 2026 году
Происшествия
Мирный житель села в Брянской области погиб в результате атаки дрона ВСУ
Общество
В ГД предложили разрешить слежку за экс-заключенными с помощью камер
Мир
Стармера призвали удалить вышедшее после теракта в Сиднее поздравление с Ханукой
Мир
Полиция задержала подозреваемого в стрельбе в Брауновском университете
Мир
СМИ раскрыли личность обезвредившего нападавшего в Сиднее мужчины
Происшествия
Пятилетняя девочка пострадала при атаке украинского БПЛА в Белгородской области
Происшествия
Группа из 13 снегоходчиков пропала в Пермском крае
Спорт
Сборная «Россия 25» выиграла Кубок Первого канала

Третий лишний

Программный координатор РСМД Константин Суховерхов — о том, почему США обеспокоены сближением РФ и КНР
0
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

В США в последнее время участились заявления по поводу того, что Китай якобы рассматривает возможность поставок Москве боевых дронов, боеприпасов для стрелкового оружия и артиллерийских снарядов. На этом фоне в Вашингтоне раздались призывы ввести санкции в отношении Пекина. При этом разговоры об ограничениях в адрес КНР начались после того, как в феврале американские ВВС сбили китайский аэростат, который пересек почти всю территорию Штатов. Пока что США ограничились мерами против нескольких китайских компаний и одного исследовательского института.

Однако уже 28 февраля госсекретарь США Энтони Блинкен сказал: Вашингтон может расширить санкции против поддерживающих Россию компаний и физических лиц КНР. Это предупреждение для китайского бизнеса и государства — мол, задумайтесь, насколько вы хотите продолжать сотрудничать с РФ. Кроме того, это заявление было рассчитано и на внутреннюю аудиторию, поскольку надо продемонстрировать способность администрации Джо Байдена реагировать на те или иные шаги Пекина.

С помощью таких действий американский истеблишмент преследует несколько целей. Разумеется, первая — это не допустить поставок из КНР в РФ. Во-вторых, оказать давление на своего главного на мировой арене конкурента, как называют Китай в США, нанести экономический ущерб и не позволить оказывать в будущем какую-либо помощь России, не только военного характера. В-третьих, создать условия, при которых отношения Москвы и Пекина не смогут развиваться.

При этом такую схему уже использовал экс-госсекретарь США Генри Киссинджер. Во второй половине 1960-х его челночная дипломатия позволила американцам наладить отношения с Китаем и даже повернуть его против Москвы вплоть до конца 1980-х. Успеху Киссинджера способствовал не только его подход к изменению отношений с Китаем, но и тот факт, что Москва и Пекин на тот момент уже имели идеологические и политические разногласия.

Впрочем, Михаил Горбачев смог вернуть позитив в отношения между Советским Союзом и Китаем. Кроме того, уже в конце 1990-х годов в связи с событиями на территории бывшей Югославии России стало понятно, что западные страны не готовы быть друзьями настолько, насколько их таковыми хотели видеть в Москве. Затем переломные моменты произошли в 2001 году: РФ и КНР подписали Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве, а также создали ШОС.

Такое укрепление отношений между Москвой и Пекином не устраивает Вашингтон. В первую очередь потому, что он пытается не допустить появления равной себе силы на мировой арене. Для этого американцы могли бы предложить Москве разные преференции, которые позволяли бы оставить Россию в зоне влияния Запада. Таким образом, Америка могла бы проще справиться с растущей мощью Пекина. Но действия Вашингтона на постсоветском пространстве, неуважение к экзистанциальным угрозам России в виде расширения НАТО и экономическое давление только подталкивали Москву в сторону Пекина.

Хотя, разумеется, российско-китайские отношения не безоблачны. В экспертном сообществе КНР существует понимание, что Россия — это иной идеологический, культурный и экономический мир. Кроме того, есть опасения, что РФ способна отвернуться от Китая, если Запад предложит соответствующие условия. Правда, это вряд ли актуально после 24 февраля 2022-го.

Примечательно, что необходимость «вбить клин» между Россией и Китаем продвигал и американский экс-президент Дональд Трамп. Поэтому США сейчас, по сути, продолжают прежнюю линию: угрожают санкциями, окружают Россию и Пекин враждебным для них ареалом обитания. К примеру, объединения AUKUS и QUAD направлены на противодействие Китаю в Азии и Океании. НАТО же пытается сдерживать Россию. Кроме того, Штаты активны на постсоветском пространстве. С этим, в частности, связано среднеазиатское турне госсекретаря США, которое началось 28 февраля.

Тем не менее сегодня рассорить Москву и Пекин будет сложно. Уровень взаимодействия в различных областях между странами крайне высок. Во-вторых, у сторон много общих интересов во внешней политике. Это не значит, что мы едины во всем, но, как говорится, «враг моего врага — мой друг». Более того, Москва и Пекин умеют обходить и решать сложные вопросы. Они воспринимают себя как партнеров, имеющих высокий уровень доверия и взаимного уважения, который выстраивался не один десяток лет.

Что же касается новых санкций США в отношении КНР, то в этом случае довольно сложно делать прогнозы. События последнего месяца показывают, что Штаты готовятся к введению большего количества мер в отношении Китая. При этом дополнительным предлогом может послужить даже коронавирус. 1 марта ФБР заявило, что считает наиболее вероятной версией возникновения пандемии утечку COVID-19 из биолаборатории в Ухане. Впрочем, пока не ясно, хочет ли Вашингтон просто припугнуть Китай или действительно готовится к экономическому противостоянию с главным конкурентном.

Автор — программный координатор Российского совета по международным делам

Позиция редакции может не совпадать с мнением автора

Читайте также
Прямой эфир