Компания Microsoft 7 февраля представила улучшенную версию поиска Bing. Она основана на технологиях ChatGPT — нейросети с искусственным интеллектом, работающей на естественном языке в формате диалога. Эту нейросеть, в свою очередь, создала компания OpenAI.
По информации The New York Times, появление СhatGPT уже вынудило Google объявить «красный код». Это своеобразная «пожарная сигнализация» — она «включается» крайне редко — когда на рынке появляется продукт, который реально угрожает бизнес-модели корпорации и необходимо в срочном порядке искать адекватный ответ.
Многие годы именно страница поиска Google служила миллионам людей точкой входа в интернет. Но технология чат-ботов на основе ИИ может заменить традиционные поисковые системы. И поэтому, как пишет издание, многочисленные подразделения Google теперь переброшены на разработки новых продуктов с применением искусственного интеллекта, чтобы не отстать в этой гонке от ChatGPT и создаваемых на ее основе продуктов — таких как новая версия Bing.
Что же такое создали Microsoft и OpenAI, что так напугало конкурентов? Обычные пользователи в полной мере оценить этого пока не смогут — новая версия Bing пока только тестируется, всех, кто хочет принять участие в этом процессе, компания ставит в список ожидания. Но принципы, на которых будет работать поиск будущего, понятны.
На заре технологий поисковые системы были очень ограниченными. Пользователи общались с ними «на птичьем языке», крайне далеком от того, на котором мы говорим в реальной жизни.
Разумеется, с каждым годом поисковики становились умнее, а люди постепенно приспособились к тому, как правильно искать в Сети, как формулировать запросы. Но основная проблема осталась. Она заключается в том, что человек ищет информацию, а получает бесконечный набор ссылок. Если нужно решить математическую задачу, то сегодняшний Google ответит вам на запрос «сколько будет 2+2». Но более сложные формулы поставят его в тупик, и он предложит воспользоваться теми системами, которые сильны в математике, например, WolframAlpha.
Поиск будущего исходит из того, что люди привыкли говорить на естественном языке и хотят получать понятные ответы на свои вопросы. Его можно будет настраивать. Например, при запросе «расскажи мне, что происходило с таким-то политиком за последние годы» мы получим не ссылку на Википедию, а краткую справку о интересующем вас человеке, синтезированную из разных источников. Кстати, источники вы тоже сможете фильтровать — например, предварительно указать, что та же Википедия как поставщик информации вам не нравится.
Такой формат поиска — готовая модель для голосовых помощников вроде Алисы, Alexa, Siri и других. Это действительно вопросы, которые мы можем задавать в привычной манере и общаться. Будет поддерживаться диалоговая структура, когда пользователь может уточнять свой вопрос и в ответ получать не новый поток ссылок, а некий вразумительный ответ. Это будет диалог, в ходе которого будет постепенно раскрываться сущность запрашиваемой проблемы.
Спросив Bing «почему дамасская сталь такая прочная», пользователь получит конкретный ответ: «Дамасская сталь — это тип стали, которая традиционно использовалась для изготовления мечей и ножей. Она известна своими уникальными узорами и высоким уровнем прочности и ударной вязкости...». Далее можно будет задавать другие уточняющие вопросы для полноты картины.
В таком формате будут работать все поисковые системы будущего. Для пользователя это намного удобнее, чем получать набор ссылок и искать среди них крупицы нужной информации. И за право формировать это будущее сейчас борются все IТ-гиганты.
Конечно, Google очень боится появления такого конкурента, как Bing. Компания тоже создает свои продукты на основе искусственного интеллекта, но отстает. В прошлом году она презентовала LaMDA — языковую модель для диалоговых приложений. Но в реальности она пока существует только в плане анонса и готового продукта за ним нет.
Однако не факт, что эту новую гонку выиграет именно Microsoft. Стоит напомнить, что первый рынок, на который ориентируется эта корпорация при создании своего поисковика с искусственным интеллектом, — Америка. Там у нее всегда были самые сильные позиции с точки зрения бизнеса. Но в последние годы конкуренты их теснят. И поэтому в первую очередь Microsoft будет думать о том, как вернуть позиции именно на американском рынке. Запуск подобных решений в остальных странах для них — вторичная задача. Поэтому тот, кто представит готовый поиск с ИИ для всего мира, и выиграет нынешнюю «гонку вооружений».
Автор — аналитик Mobile Research Group
Позиция редакции может не совпадать с мнением автора