Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
FT сообщила об отказе Великобритании от экспроприации российских активов
Мир
Сийярто призвал Сибигу быть сдержаннее после его слов об Орбане
Мир
Еврокомиссия может отменить безвизовый режим с Грузией
Общество
Президент РФ поздравил работников органов безопасности с профессиональным праздником
Общество
Биолог рассказала о вреде майонеза
Мир
Карлсон заявил о нежелании многих в Вашингтоне видеть Вэнса преемником Трампа
Мир
Рубио пошутил про попытку Путина лишить его внимания СМИ прямой линией
Мир
Рубио сравнил действия США в отношении России и Украины
Мир
В Германии указали на внимание Европы к словам Путина на «Итогах года»
Мир
В Британии назвали пугающим предупреждение Путина о последствиях из-за активов
Общество
Число пострадавших от отравления в пансионате в Видном увеличилось до 30 человек
Армия
Средства ПВО за три часа уничтожили 36 БПЛА над территорией России
Общество
Кинолог назвал способ приучить собаку к обуви для животных
Мир
СМИ сообщили о выявлении у сына Роба Райнера шизофрении
Мир
SZ сообщила о планах Мерца разрешить разведке диверсии за рубежом
Мир
Кольцо Наполеона украли из музея в Бельгии
Общество
Эксперт оценил влияние новых правил экзамена глав УК на жильцов

Добыча полезна

Налоговый консультант Юлия Зазуля — о том, что даст принятие закона о майнинге
0
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

На протяжении 2022 года между Центробанком и Минфином развивался спор. Министерство стремилось регулировать рынок криптовалюты в России, тогда как ЦБ выступал за полный запрет — крипта должна остаться вне закона. Пока есть промежуточный итог этой дискуссии: законопроект о майнинге собираются рассмотреть в первом чтении до январских праздников.

Еще в начале года Минфин предложил допустить к официальным сделкам в криптовалюте только квалифицированных инвесторов. ЦБ был против. Позиция ведомства однозначна: у криптовалюты нет эмитента, то есть ответственного лица, а инвесторы несут огромные риски. Легализация криптовалюты создаст у людей ложное представление о безопасности этого инструмента. Таким образом, финансовый регулятор против майнинга, обращения внутри страны и прочих сделок.

Минфин был мягче и предлагал не запретительные, а регулирующие шаги. К примеру, идентифицировать пользователей, проводить операции с участием банков России. Прогрессивные взгляды Минфина разделил и Минэк. Несмотря на поручение президента страны Владимира Путина привести мнения к единой позиции, споры не прекратились. По словам министра финансов Антона Силуанова, «Центральный банк, как броня, стена, стоит насмерть».

Возникла парадоксальная ситуация. В высших эшелонах власти изучают возможность легализации криптовалюты, в то время как население активно пользуется этим финансовым инструментом. Так, по данным за 2021 год, россияне держали в крипте 16,5 трлн рублей. В 2022 году эти цифры ожидаемо возросли в связи с невозможностью использовать традиционные способы отправить деньги за рубеж.

А по словам генпрокурора РФ Игоря Краснова, особенно продвинутые чиновники уже берут взятки криптовалютой (такой случай произошел в Хакасии). В МВД научились «видеть» недобросовестных владельцев криптокошельков, но система несовершенна именно за счет нахождения крипты в серой зоне экономики: нет ни прямых запретов, ни разрешения на использование.

В сентябре 2022 года заговорили о том, что вот-вот крипту легализуют, чтобы беспрепятственно торговать за рубежом. В условиях санкционного давления бизнес, который работает на экспорт, выиграл бы от официального разрешения использовать цифровую валюту. И Минфин, и Центробанк наконец пришли к одному мнению, что это — выход и необходимость. Возможность трансграничных переводов с помощью криптовалюты появится, предположительно, в 2023 году. На наш взгляд, оплата криптой значительно упростила бы механизмы параллельного импорта. Но…

Но — это допустимо только в тех странах, где оборот криптовалюты разрешен. К примеру, в Казахстане в октябре 2022 года официально разрешили покупку и продажу криптовалюты. В то же время Центробанк Армении не рекомендовал своим гражданам связываться с операциями в цифровых валютах. Никаких законопроектов по регулированию там не рассматривается. Вместе с тем прямых запретов также нет — в этом смысле регулирование на том же уровне, что и в России до недавнего времени.

В легализации криптовалюты для трансграничных операций видятся полумеры: есть страны, где ее оборот официально запрещен. Это, к примеру, Китай, Вьетнам, Египет, ОАЭ, Турция, Бангладеш. Со многими из этих партнеров растет товарооборот. И непонятно, что в такой ситуации делать поставщикам: идти на нарушение закона? Открывать бизнес в соседней стране, не столь враждебной цифровым активам?

Таким образом, полумера, которую позиционируют как прогрессивную, может завести в тупик. Неизвестно, на что именно ориентируются и какой реализации ожидает законодатель.

В декабре 2022 года в спорах госструктур наметился прогресс и по майнингу. Центробанк согласился с тем, чтобы легализовать его как вид деятельности, и поддержал соответствующий законопроект в Госдуме. Вместе с тем криптовалюту, полученную таким образом, дозволено реализовать только нерезидентам и только за рубеж. Однако, возможно, эти ограничения будут сняты, если практика окажется удачной — в рамках экспериментально правовых режимов. Закон об этом режиме будет разработан дополнительно. Минфин снова не согласился и с этой позицией: слишком жесткие ограничения.

Легализация напрашивается, и законодательство не успевает за реалиями. Так, в любимых майнерами регионах России (в частности, Иркутской области) объявлена охота на них в жилых домах. По словам представителей электросбытовых компаний, майнинг опасен перегрузками сетей, авариями и порчей оборудования. Известны случаи, когда майнеров привлекали к административной ответственности — их заставили заплатить за потребленную электроэнергию по тарифам для бизнеса. Из-за отсутствия запрета майнинга это единственное, что можно сделать с нарушителями. Легализация позволила бы этим людям работать не скрываясь, быть в правовом поле и платить налоги в бюджет.

Автор — председатель комитета Московской торгово-промышленной палаты по налоговой политике и аудиту, генеральный директор ГК «ЮрКомКомпани»

Позиция редакции может не совпадать с мнением автора

Читайте также
Прямой эфир