Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Трамп указал на выход переговоров по урегулированию на Украине на финальный этап
Мир
Дмитриев указал на панику сторонников продолжения украинского конфликта
Мир
Зеленский выразил намерение обсудить с Трампом территориальные уступки Украины
Мир
FT сообщила о беспокойстве Киева из-за разговора Путина с Трампом
Мир
Трамп заявил об отсутствии дедлайнов по урегулированию на Украине
Мир
Трамп заявил об уверенности в настрое РФ достичь договоренности по Украине
Мир
Трамп заявил об отсутствии у ЕС решения по использованию замороженных активов РФ
Мир
Зеленский прибыл в Мар-а-Лаго на встречу с Трампом
Мир
Путин и Трамп договорились оперативно обсудить итоги контактов США и Украины
Мир
Ушаков призвал Киев принять решение по Донбассу с учетом ситуации на фронтах
Мир
Разговор Путина и Трампа по телефону продлился 1 час 15 минут
Мир
Ушаков сообщил о схожей позиции Путина и Трампа по европейскому плану по Украине
Мир
Дмитриев назвал важнейшим телефонный разговор Трампа и Путина
Мир
Трамп назвал украинский кризис самым трудным для себя
Спорт
Артемьев стал серебряным призером чемпионата мира по быстрым шахматам
Спорт
Хоккеисты ЦСКА впервые в сезоне обыграли «Спартак»
Мир
Фанаты Трампа собрались около резиденции в Майами перед переговорами с Зеленским
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Российские ученые создали малогабаритную модель машины, которая может в автоматическом режиме передвигаться по производственным помещениям предприятий и делать замеры различных параметров окружающей среды. Устройство само ориентируется в пространстве, объезжает стационарные и мобильные препятствия и строит оптимальный маршрут. Как утверждают разработчики, машина может полностью заменить сотрудника, который берет пробы вручную. По мнению экспертов, к преимуществам модели можно отнести возможность автоматических измерений, а к недостаткам — слишком малое время работы и требование ровной поверхности для передвижения.

Новая модель

Инженеры Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого (СПбПУ) разработали передвижное устройство для мониторинга экологических показателей на промышленных предприятиях. Это малогабаритная модель автомобиля размером 40 х 25 см. Устройство делает замеры состояния среды с помощью установленных на нее датчиков температуры, влажности, запыленности, уровня шума и концентрации опасных газов. Машина предназначена для работы на производственных площадях размером до 300 кв. метров. Встроенные камеры позволяют автомобилю строить 2D-карту помещения, которая помогает ему ориентироваться и придерживаться построенного маршрута. Об этом «Известиям» сообщили в пресс-службе Минобрнауки. Разработку выполнили в рамках стратегического проекта «Человекоцентричные технологии и решения» программы «Приоритет-2030».

Согласно закону «Об охране окружающей среды» все предприятия должны проводить экологический мониторинг, чтобы обеспечить безопасность людей и природы.

— Решение позволяет получать более высокую детализацию данных по экологическому мониторингу производственных зон по сравнению с ручным мониторингом или фиксированными датчиками, установленными в определенных местах, — сказал руководитель проекта, директор Высшей инженерно-экономической школы Института промышленного менеджмента, экономики и торговли СПбПУ Дмитрий Родионов.

Сейчас, чтобы собрать данные о параметрах среды, сотрудник предприятия вынужден передвигаться по промышленному объекту с большим набором оборудования и производить замеры в определенных точках. Малогабаритная модель делает это автоматически с необходимой частотой. Маршрут устройства можно запрограммировать, чтобы датчики срабатывали в строго определенных точках, но машина может и автоматически проложить себе маршрут — она «обучена» вычислять оптимальный путь, чтобы полностью обследовать помещение.

В качестве основы движущейся части автомобиля инженеры взяли стандартное шасси радиоуправляемой модели, которое затем модернизировали под свои нужды. Выбранные габариты позволяют разместить на борту всё необходимое оборудование и в то же время дают автомобилю возможность маневрировать в замкнутых пространствах. В конструкции используются как готовые детали, так и сделанные инженерами самостоятельно. Например, корпус и элементы трансмиссии были напечатли на 3D-принтере.

В режиме сканирования устройство может работать до трех часов, а в режиме ожидания — до десяти. В качестве элементов питания мы использовали обычные аккумуляторы, — сказал Дмитрий Родионов.

Одной из самых сложных задач для инженеров было научить робота самостоятельно ориентироваться на местности и строить маршрут. Для этого машина должна понимать свое местонахождение на карте и учитывать данные с датчиков, чтобы строить точный план помещения. При выборе направления движения модель принимает в расчет не только статические, но и динамические препятствия (люди, животные, перемещенные предметы), которые появляются на «внутренней» карте робота временно.

Модель автомобиля снабжена двумя типами датчиков. Первые необходимы для автономного передвижения: это инфракрасные датчики для измерения дистанции, камеры, датчики скорости на каждом колесе и другие. Второй тип — датчики для экологического и санитарно-эпидемиологического мониторинга, снимающие информацию об окружающей обстановке. Пока на роботе их шесть, но при необходимости их число можно увеличить.

График робота

С точки зрения окупаемости очевидна прямая выгода использования робота за счет экономии на датчиках, которые не нужно будет устанавливать на территории всего завода, считает директор по развития компании Promobot Олег Кивокурцев. А с точки зрения эффективности автономная машина не нуждается в перерывах и делает свою работу без ошибок, в отличие от сотрудника, заметил эксперт.

— Однако есть и минусы. Платформе необходим ровный пол, так как она имеет малые габариты и форму автомобиля. Встает проблема порогов и неровностей на полу. Если на предприятии нет ровного пола, то робот не будет работать из-за недостаточной мобильности. Также минус — это срок работы, трех часов для регулярного измерения мало. Однако все эти проблемы решаемы, и при желании команда сможет реализовать успешный проект, — сказал Олег Кивокурцев.

Особенность устройства в том, что оно измеряет концентрацию веществ практически на уровне пола, подчеркнул эксперт общественного совета при Минприроды, координатор программы экологизации промышленности Центра охраны дикой природы Игорь Шкрадюк.

— В некоторых случаях это преимущество, например, при оценке концентрации ртути, которая значительно тяжелее воздуха. Также таким образом можно проводить мониторинг на наличие взрывоопасных газов. Какие-то из них также тяжелее воздуха, другие легче, однако в помещении это особой роли не играет. Правда, многие другие вещества принято измерять там, где с ними может столкнуться человек, то есть на уровне головы,— сказал специалист.

Все существующие нормативы рассчитаны на ручные измерения, которые не везде возможно провести, а у компактного робота таких ограничений меньше, добавил специалист.

Читайте также
Прямой эфир