В ГИБДД стали применять дорожные камеры для выявления поддельных техосмотров. Если автоматические комплексы не зафиксировали автомобиль в районе пункта ТО, где он должен был проходить процедуру проверки, то документ будет считаться фиктивным. Это нововведение крайне спорно. На мой взгляд, оно принесет больше проблем, чем пользы.
Начнем с того, что аннулирование коснется только тех диагностических карт, которые были получены сейчас, то есть со вступлением в силу закона. Те документы, которые водители оформили ранее, не смогут аннулировать, так как закон не имеет обратной силы.
Говоря об установке камер и в целом процедуре отслеживания, стоит сразу же подчеркнуть, что никто на пунктах технического осмотра не будет выдавать левые диагностические карты, если автомобиль не приехал. Условно, договориться о подделке по телефону не получится. Потому что сейчас, в соответствии с законодательством, все пункты ТО должны быть оборудованы камерами фото- и видеофиксации. То есть все техосмотры остаются в базе. А с учетом огромных штрафов, которые сегодня применяются к пунктам ТО, никто не будет рисковать. Поэтому автомобили будут заезжать на станции в любом случае — вне зависимости от того, исправны они или нет.
В идеальных обстоятельствах техосмотр должен быть добровольным. То есть тот вектор развития, который выбрало наше правительство — верный, но необходимо стимулировать людей для того, чтобы они сами отправляли свои транспортные средства на ТО и стремились к тому, чтобы их машина была в исправном состоянии и безопасна для всех участников движения. По этому пути сейчас идет весь мир. Людей всячески пытаются заинтересовать в прохождении технического осмотра с помощью снижения налогов или уменьшения стоимости полиса ОСАГО.
В процедуре проведения техосмотра достаточно того, что есть сейчас, и не нужно ничего изобретать. У нас проблем с ДТП по технической неисправности в настоящий момент почти нет: согласно статистике, такие аварии составляют меньше 1%. Гораздо больше бед на дорогах создают алкоголики, наркоманы, люди, которые выезжают на встречную полосу, и плохая инфраструктура. С последним пунктом всё особенно плачевно. Жителям Москвы кажется, что комфортные дороги везде, но это далеко не так. Стоит съехать с трассы М4 в сторону, и все недочеты налицо.
На фоне этих проблем, которые действительно требуют решения, создается впечатление, что это работа не на качество, а на показатели: «Смотрите, сколько мы аннулировали». Понятно, что теперь и количество липовых карт ТО будет расти, как и число ошибочных штрафов за них. Но что даст аннулирование диагностической карты? Ничего. Техосмотр никто не проверяет, смотрят полис ОСАГО. Единственное, отсутствие ТО может сказаться на страховой выплате, если человек попадет в ДТП.
Подчеркну: даже, если водителя зафиксирует камера, ТО карта оформлена через страховую компанию. То есть страховая несет за это ответственность, а в таком случае аннулировать просто нечего. ОСАГО же нельзя аннулировать.
Для личных автомобилей обязательное ТО отменили в марте — это значит, что обязательным техосмотр остался только при покупке машины и для автобусов и такси.
Что касается коммерческого транспорта, то около 90% руководителей компаний-перевозчиков в обязательном порядке проводят технический осмотр, для них это норма. У остальных 10% выявят липовые карты, но это никак не повлияет на общую картину.
Автор — руководитель координационного совета Федерации автовладельцев России, юрист
Позиция редакции может не совпадать с мнением автора