Неожиданный курс
На фоне обвала на большинстве мировых биржевых площадок и резкого снижения на российском рынке акций, произошедшего на прошлой неделе, рубль ведет себя нетипично. Он снова укрепляется к иностранным валютам. Так, на торгах в пятницу курс впервые с июля достигал уровня 57 рублей за доллар. Евро на бирже стоил около 55,5 рубля. Основные мировые центральные банки с начала года последовательно повышают ключевые ставки, а Банк России, напротив, уже более чем вдвое снизил ставку от мартовского максимума и, вероятно, продолжит придерживаться мягкой политики.
Отечественный фондовый рынок падает с начала прошлой недели на фоне опасения новых санкций против России после назначения референдумов на Донбассе, в Херсонской и Запорожской областях, а также объявления о начале частичной мобилизации. Негатива в настрой инвесторов добавляют и сырьевые рынки, где нефть, например, опустилась ниже $90 за баррель, а золото — в район $1,6 тыс. за тройскую унцию.
Почему же тогда рубль не слабеет? Нынешний курс национальной валюты мешает нашей экономике. Россия — экспортно ориентированная страна, и курс рубля на уровне 2018 года — это снижение рентабельности отечественных поставщиков товаров за рубеж, падение конкурентоспособности их товаров, а значит, и вероятно, потеря рабочих мест гражданами. И при этом надо учитывать, что российские энергоносители поставляются сейчас на мировой рынок с существенным дисконтом, а экспорт многих видов товаров, в частности зерна, удобрений и металлов, существенно затруднен. Кроме того, дорогой рубль создает сложности с наполнением бюджета, расходы которого в связи с СВО, наоборот, возросли.
В каком-то смысле укрепление рубля — это худшие санкции против России. Быстрые и гарантированные убытки для экономики и финансового баланса.
Причин для такой динамики российской валюты, как всегда, несколько:
— снижение спроса на доллары и евро со стороны российских граждан и организаций из-за опасений полной блокировки валютных транзакций;
— влияние Минфина на снижение курса рубля: чем меньше курс рубля к доллару, тем меньше нужно платить по российскому долгу, номинированному в иностранной валюте, который сейчас выплачивается в рублях;
— продажа валютной выручки экспортерами для уплаты налогов в бюджет и расчетов с акционерами.
Каким образом правительство могло бы повлиять на эту ситуацию? Есть два рабочих варианта. Первый предполагает установление валютного коридора, в рамках которого допустимо колебание рубля к иностранным валютам и продолжение биржевой торговли валютой в рамках этого коридора с периодическими рублевыми интервенциями для снижения курса национальной валюты.
Вторым подходом может быть фиксация курса рубля к иностранным валютам до конца года. В таком случае необходима остановка биржевой торговли рублем к иностранным валютам.
И в первом, и во втором случае регулирование курса рубля поможет справиться с ситуацией. Вообще на фоне СВО и частичной мобилизации сохранение плавающего рыночного курса рубля — идея, которая не выдерживает критики. Почему финансовые власти с таким опозданием реагируют на изменение политических и экономических реалий, непонятно. Сначала в феврале, на фоне начала СВО и резкого обвала котировок всех российских активов, не сразу остановили торги на бирже. Теперь, на фоне частичной мобилизации и панических продаж долларов и евро, не останавливают торги валютой.
Автор — исполнительный директор департамента рынка капиталов ИК «ИВА Партнерс»
Позиция редакции может не совпадать с мнением автора