Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Политика
Госдума утвердила кандидатуру Мишустина на пост председателя правительства РФ
Экономика
Мишустин анонсировал продление программы маткапитала до конца 2030 года
Общество
Житель Челябинской области выиграл 607 млн рублей в лотерее «Спортлото»
Мир
Участники митинга за отставку Пашиняна перекрыли проспект Саят-Новы в Ереване
Происшествия
В МЧС заявили о гибели трех человек при падении автобуса в реку в Петербурге
Происшествия
Упавший в реку Мойку автобус вытащили на сушу
Политика
Госдума направила Путину документ об утверждении Мишустина премьер-министром
Происшествия
Игровой аппарат упал на ребенка в ТЦ в Москве
Общество
СК РФ возбудил второе уголовное дело после падения автобуса в реку в Петербурге
Мир
В парламенте Грузии сообщили о задержанном в ходе протестов россиянине
Армия
Войска РФ в ходе СВО за неделю нанесли 27 групповых ударов оружием большой дальности
Политика
Мишустин заявил о планах по модернизации первичного звена здравоохранения
Общество
Водитель упавшего в реку автобуса задержан и допрошен как подозреваемый
Мир
СМИ сообщили о передаче Парижем подлежавших утилизации ракет SCALP Киеву
Мир
Противники Tesla начали штурм помещения завода в Германии
Политика
Мишустин пообещал учитывать в работе прозвучавшие в Госдуме темы
Мир
СМИ сообщили о прибытии первых F-16 на Украину в течение нескольких недель

Жизнь после «Школы» и школа жизни

Обозреватель «Известий» Сергей Сычев — о феномене Наталии Мещаниновой и неудобной правде ее нового сериала «Алиса не может ждать»
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Только что исполнилось 20 лет, как не стало Сергея Бодрова. А с момента выхода «Брата» прошло 25 лет. С тех пор наше кино находится в судорожном поиске героя, который мог бы по харизме и честности сравниться с Данилой Багровым. Но найти его не удается. А когда смотришь фильмы и сериалы Наталии Мещаниновой, вдруг становится отчетливо ясно, почему это происходит. На фоне ее творчества остальные персонажи в других фильмах вдруг обнаруживают не просто схематизм, а нежизнеспособность. Они либо отстали от нашей действительности, либо их и не было там никогда. Не происходит идентификации, какая была в случае с «Братом», когда какие-то подсознательные глубины вдруг были задеты, ведь в фильме звучало и показывалось все то, что мы не просто знали, но и чего мы боялись, что хотели бы от себя скрыть.

Нет, наверное, Мещанинова не вводит, да и не введет героя, подобного Даниле Багрову. Но она создает питательную среду, в которой он может возникнуть. Среду оголенных нервов, фобий, беззащитности и безоглядного риска. Массовый зритель воспринял ее только однажды — когда вышел сериал «Школа», где Наталия Мещанинова была режиссером наряду с Валерией Гай Германикой и Русланом Маликовым. «Школа» сделала невозможное — нарушила табу на изображение школьной жизни, которое всегда было у отечественного кинематографа и было разрушено Германикой во «Все умрут, а я останусь», полнометражным предшественником «Школы».

«Школу» посмотрела вся страна, но проблема в том, что у этого шоу была ностальгическая оптика. Это был продукт для взрослых, которые вспоминают о своем детстве, в то время как детство современное, десятых годов, уже было другим. Поэтому новые поколения зрителей «Школу» не смотрят, сегодня ее знает зритель 35+.

Но Мещанинова продолжила свое исследование внутреннего мира подростка и его конфликта с миром взрослых, превращая этот конфликт в тему для все более серьезного разговора. Ее полнометражный дебют «Комбинат «Надежда» (2014) по сценарию Любови Мульменко был о норильских ребятах, которые хотели бы другой жизни, но не очень понимают, как к ней пробраться. Фильм получил высокую оценку критиков, что совсем не гарантирует успешного проката. В 2015 году Мещанинова сняла российскую адаптацию испанского сериала «Красные браслеты», где зашла в буквальном смысле на самую больную территорию. Все герои были детьми, которые, скорее всего, умрут прямо в больнице или выйдут оттуда калеками, и совершенно непонятно, как Мещанинова и Мульменко смогли сделать этот сериал даже еще более оптимистичным и светлым, чем их зарубежные коллеги в других адаптациях. Сегодня его особенно интересно пересматривать, там снялись тогда еще неизвестные Александр Кузнецов и Стася Милославская, только начавший свою карьеру Глеб Калюжный, небольшая роль есть у Александра Молочникова.

Отдельного разговора заслуживает сотрудничество Мещаниновой с Борисом Хлебниковым. Она подхватила второй сезон «Обычной женщины», Хлебников был соавтором сценария ее драмы «Сердце мира». Мещанинова же написала сценарии для «Аритмии», «Шторма» и «Трех минут молчания». Здесь достаточно коротко отметить, что Хлебникова тоже интересует какая-то правда, которая обычно прячется от экрана и приходится постараться, чтобы ее схватить и вставить в фильм. О том, насколько сотрудничество оказывается успешным, можно судить по тому, какими хитами стали названные проекты.

В прошлом году Мещанинова совершила качественный рывок с «Пингвинами моей мамы». В том смысле, что такой близости, такой сырой реальности у нее еще не было — и ни в одном российском сериале тоже не было. «Пингвины» — целиком на запретной территории. В одной линии мы погружаемся с героем-подростком в мир любительского стендапа, где маска шута позволяет несчастным детям прокричать об одиночестве и бунте против него. В другой — оказывается в семье суперблагородной мамы, которая коллекционирует приемных детей, слегка подвигая собственного сына. Туда же вводится «особый ребенок» — вообще это тренд, но обычно детей с психопатическими проявлениями романтизируют, а Мещанинова словно просто приглашает в гости в реальную семью. Там страшно и неуютно. «Особенности» — это совсем не фишка, в которую можно поиграться.

И вот новый очень серьезный сериал-высказывание — «Алиса не может ждать», в названии которого можно увидеть скрытые референсы на «Алиса здесь больше не живет» Скорсезе и «Алиса в городах» Вендерса, подается как рассказ о девочке, которая вскоре должна окончательно потерять зрение, так что она пускается во все тяжкие. Таких историй много, но «Алиса» — совсем не «Красные браслеты» или «257 причин, чтобы жить».

Более того, по первым двум эпизодам, представленным на фестивале «Новый сезон», кажется, что как раз вся линия со слепотой Алисы — только метафора. Поэтому сам факт слепоты не слишком работает на нас: слишком далеко от большинства, чересчур редкая болезнь у Алисы. Зато нам хорошо знакома и понятна мать Алисы. Она работает в родной Твери экскурсоводом, а всё остальное время расхлебывает неприятности двух своих дочерей. В Алису она привыкла вкладывать все силы и деньги, которые зарабатывает в длительных командировках муж. Лучшие доктора, лучший лицей, лучшие кружки с лучшими преподавателями — пусть медицина бессильна, но мама для дочери убивается не зря.

Или все же зря? Ведь Алису мы встречаем в момент, когда она бросила лицей, оделась в крикливую одежду и подписала договор на продажу девственности по достижении возраста согласия. Раз она потеряет зрение, так хоть поживет вдоволь. Для такого подросткового бунта болезнь, в общем, не нужна, и конфликт матери с дочерью дается в самом привычном ключе, только Анна Михалкова с юной Лизой Ищенко сталкиваются здесь настолько яростно, что хочется уйти подальше и не мешать. Ищенко настолько искусно дает взгляд школьницы, которая решила «жить своей жизнью», что поневоле спасуешь.

Но еще интереснее, жестче и точнее линия второй дочери, которую играет Таисия Вилкова. Она замужем за абьюзером, которого бесстрашно исполнил муж и соавтор Мещаниновой Степан Девонин. Такого в российском кино мы еще не видели. Это как бы обычный отец семейства, но постепенно перед нами проступает монстр, который вечно ревнует жену, является к ней на работу, всё время отпускает колкости и внимательно следит за реакцией. Она старается подольше не возвращаться домой с их сынишкой — муж находит их, она симулирует оргазм — он и тут проявляет чуткость психопата. Она уличает его в измене, он закатывает жуткую пьяную истерику, ведь это она его «довела», она виновата. Вместе с тем абьюзер в остальные моменты превращается в нормального парня, даже порядочного, как ни странно. И очень милого.

Мещанинова, конечно, наполняет повествование другими яркими типами. Дирекция лицея, которая слишком следит за статистикой, чтобы позволить слепнущей девочке бунтовать: пусть переводится в школу для слабовидящих, пока не отчислили. Учительница, которую за дружбу со школьницей заподозрили в педофилии, хотя она была ей единственной настоящей подругой. Личный помощник богатея, скупающего девственниц, который корректен, спокоен и исполнителен, хотя в его благожелательности скрыта и угроза. Репетитор, которого возбуждают ученицы, но он привык справляться с соблазнами, пока сами ученицы «учатся сдерживать отвращение». Школьный красавчик, который на самом деле не может оторваться от своего смартфона — больше его, похоже, ничего не возбуждает.

Мещаниновой удается во взгляде на этих людей совместить сочувствие художника с безжалостностью документальной камеры, которая видит даже то, что предпочла бы не заметить. Поэтому «Алиса» вряд ли станет хитом, в это зеркало больно и стыдно смотреться, а не узнать себя в этом пространстве невозможно. Впрочем, скоро можно будет это проверить: 27 октября сериал выйдет на одной из онлайн-платформ. Новый «Брат» из этого пространства не возник, но две очень яркие сестры с горемычной матерью — уже здесь.

Автор — кандидат филологических наук, кинокритик, обозреватель «Известий»

Позиция редакции может не совпадать с мнением автора

Прямой эфир