Покидая сцену: погиб Сергей Пускепалис
В ДТП в Ярославской области трагически погиб Сергей Пускепалис — талантливейший актер и режиссер, патриот российского театра и своей страны. Пускепалис ушел, как и жил, — на полной скорости, в пути между двумя равно важными для него театрами, ярославским драматическим и столичным МХАТом. «Известия» отдают дань памяти художнику и гражданину.
Из края в край перелетая
Почти с самого рождения Сергей Пускепалис был человеком беспокойной судьбы. Он родился в Курске, вырос на Чукотке, служил в Североморске, учился в Саратове, стал главным режиссером театра в Магнитогорске, а затем в Ярославле. И это не считая многочисленных географических локаций, в которые забрасывала его судьба популярного киноактера, снимавшегося у многих громких и именитых режиссеров новой волны российского кинематографа — от Славы Росса до Алексея Учителя и Алексея Попогребского. И для каждой, даже самой незаметной точки на карте родины у Пускепалиса находились и теплые слова, и теплые воспоминания. Даже выезд на съемки в Бибибино, где на заброшенной метеостанции снимался самый, пожалуй, знаменитый фильм с участием Пускепалиса, «Как я провел этим летом», несмотря на всепроникающий холод и ежедневную опасность встречи с белыми медведями, которыми пугали актеров местные жители, для Пускепалиса оказался полон неизъяснимого ностальгического очарования. «Там была брошенная станция, я туда зашел и увидел оставленную газету 1974 года, — вспоминал Пускепалис. — Вот как снимали метеорологов с этой станции, так газета и осталась валяться, что-то в нее когда-то было завернуто. А там же холод, ничего не гниет, всё консервируется — полное ощущение, что люди оттуда ушли вчера. И мне вдруг показалось, что сейчас отец выйдет и мелькнет в окне».
За роль в картине «Как я провел этим летом» Сергей Пускепалис получил «Серебряного медведя» на престижном Берлинском кинофестивале. Как позднее он признался в интервью, главным чувством при вручении почетной награды стала гордость за отечественное кино. «Было безумно гордо за российский кинематограф — оказаться в такой плотной компании выдающихся режиссеров и картин... Это и Скорсезе, и Полански, и тот же
самый Ди Каприо номинировался на лучшую мужскую роль, что тоже, безусловно, щекотало нервы». К собственной победе над мэтрами мирового кино он, впрочем, отнесся безо всякого пиетета, заметив, что «уже вышел из того возраста, когда потрясают призами». И сразу после Берлинале отправился в Саратов — еще один родной и судьбоносный для него город. Но не с «Серебряным медведем», а с копией победного фильма, которую специально попросил для своей поездки и лично презентовал его перед жителями города, ставшего для него отправной точкой на пути в актерскую профессию.
Театральный роман
Пускепалис не раз рассказывал, что детство, проведенное на Чукотке, сделало его книгочеем, обеспечив знакомство с огромным массивом отечественной и мировой литературы. В особо морозные дни из дома они не выходили неделями, вспоминал Пускепалис, и главным развлечением для него стала библиотека отца. Еще в младшей школе он начал читать Чехова — и, возможно, именно это чтение привело его в конечном итоге в Саратовское театральное училище. Окончив его, он работал в Саратовском театре юного зрителя им. Ю.П. Киселева. Затем уехал в Москву, поступив на режиссерский факультет РАТИ — и здесь, в театральной режиссуре, нашел себя. «Кино было, есть и будет для меня факультативом. Я театральный режиссер, и это из меня не вытравить никакой славой», — признавался он в интервью. За свою оказавшуюся до обидного короткой, но при этом невероятно яркую режиссерскую биографию он успел поработать с театрами в самых разных российских городах — Саратове, Самаре, Магнитогорске, Петропавловске-Камчатском, Уфе, Ярославле и, наконец, Москве.
Каждая его работа становилась откровением. Он всегда следовал своему главному принципу, не раз озвученному и с театральных подмостков, и в многочисленных интервью: театр прежде всего не должен быть скучным, остальное вторично. Он работал и с классиками — Пушкиным, Чеховым, Островским, — но чаще обращался к пьесам современников, от философских пьес Алексея Слаповского до яркой и резкой француженки Ясмины Резы, чья пьеса «Бог резни» в постановке Пускепалиса наделала шуму на сцене московского «Современника». Он не тушевался перед авторитетами, уверенно двигаясь по собственному творческому пути. Придя в кресло главного режиссера Российского академического театра драмы имени Федора Волкова в Ярославле, старейшего театра России, он сумел найти подход и к провинциальному зрителю, к той настоящей, глубинной России, из которой и сам вышел.
«В провинции публика все-таки более чистая. Если можно сказать, экологически чистая. Здоровая. Многие темы и эксперименты, выразительные средства, которые в принципе могут быть на столичных площадках, здесь не имеют реализации. Да и не надо. Люди в провинции натуральные. Это безусловный плюс», — рассказывал он в интервью «Известиям». Градус эмоций, который он умел передать зрителю со сцены, притягивал к нему взгляды зрителей и коллег — восхищенные, заинтересованные, временами завистливые. Но никогда — безразличные.
За правду
Сергей Пускепалис никогда не был сторонником концепции чистого творчества, оторванного от окружающего мира. Сын литовца и болгарки, регулярно бывавший у родственников в Каунасе и сохранивший литовскую форму написания отчества «Витауто», он был искренним и убежденным патриотом своей страны. В отличие от многих актеров, грезивших о Голливуде, Пускепалис, обладатель международных кинонаград, не гнался за славой на Западе. «Я не в западных фильмах отказываюсь сниматься, а в плохих сценариях. Они могут быть и западные. Как правило, фильмы, в которые приглашают, — это их видение нашей жизни. И оно не всегда соответствует реальности. Как я могу там играть своих соотечественников в неприглядном виде?» — объяснял он в интервью «Известиям». Он хотел строить будущее России не только своими театральными и кинематографическими работами, но и непосредственно участвуя в политической жизни страны. В феврале 2020 года он был избран заместителем председателя партии «За правду», а год спустя, в 2021-м, после ее объединения со «Справедливой Россией», стал членом центрального совета объединенной партии.
Сергей Пускепалис не раз бывал в Донецкой Народной Республике, дружил с ее главой Александром Захарченко. По словам другого своего товарища, писателя и политика Захара Прилепина, Пускепалис спокойно и без лишнего шума помогал Донбассу деньгами из личных средств. Пускепалис безоговорочно поддержал российскую спецоперацию против нацизма, в защиту русскоязычного Донбасса. «Я никогда не думал, что русскому солдату в XXI веке придется вступить в схватку с нацизмом. Я очень надеюсь, что это скоро закончится и наш братский народ заживет в свободной Украине. Нацизму смерть!» — заявил Пускепалис в те дни. Он останется в нашей памяти большим патриотом и большим художником. То, что он ушел так рано и именно в то время, когда такие люди нужны стране и народу, — большое, настоящее горе.