«Каждый раз переживаем заново эти эмоции»
Артисты Донецкого государственного академического музыкально-драматического театра им. М.М. Бровуна выступили на сцене Школы Олега Табакова с премьерой спектакля «Я Zнаю ПравVду». А в Большом Донбасс Опера представила «Любовные похождения сэра Джона Фальстафа» и «Пер Гюнта». «Известия» побывали на спектаклях и увидели, что может довести столичного зрителя до слез, а что — вызвать бурю восторга.
Чтобы слова дошли до каждого сердца
Принимая коллег из Донецка в стенах Школы Олега Табакова, народный артист России Владимир Машков сказал: «Спектакль не может остановить пулю, но он может остановить стреляющего». Кратко и метко худрук Табакерки описал суть актерской профессии в тяжелые для страны времена.
Спектакль режиссера, заслуженной артистки Украины Аллы Ульяновой «Я Zнаю ПравVду» создан по книге «Война в Донбассе: народная летопись». Главные герои — реальные люди, жители республики, жертвы украинской агрессии, представители самых разных профессий: медики, водители, журналисты, учителя, воспитатели детских садов. Это свидетельства людей, которые все годы жили под украинской оккупацией.
Работать над постановкой начали еще в 2018 году, спустя четыре года после начала вооруженного конфликта в Донбассе. Тогда еще верили, что кровопролитные события близятся к завершению. Однако премьеру пришлось перенести на неопределенный срок. И вот она состоялась в Москве. Каждому из артистов есть что сказать. Но говорят они тихо, не кричат, не бравируют, не бьются в истерике. Поэтому спектакль не стали показывать на большой сцене. Как говорит Владимир Машков, эта постановка для камерного пространства. И задача ее — чтобы слова дошли до каждого сердца. На сцене восемь актеров: Алла Ульянова, Владимир Швец, Мария Марченко, Елена Перелыгина, Мария Молодова, Павел Бодров, Дмитрий Федоров, Евгений Попов.
— Это документальный спектакль, не характерный для нашего театра, — отметила директор Донецкой муздрамы Наталья Волкова. — Но это — крик души. С 2014 года мы находимся в ситуации, когда земля уходит из-под ног, когда ты начинаешь осознавать весь ужас происходящего, страшное предательство, смерть близких, кровь.
Театр на себе ощутил давление украинской пропаганды — поэтому артистам хочется рассказать правду. В книге записаны истории людей, переживающих сейчас весь этот ужас. Это голая правда, временами жестокая, но артисты намеренно не лакируют ее. Это истории людей, которых они знают. Когда бы это было возможно, чтобы артист рассказывал о том, как умирает мальчик из-за того, что ему оторвало голову, как голодная старушка, пережившая Великую Отечественную войну, называет своих сограждан фашистами и стесняется попросить у соседки кусок хлеба, как мать погибшего защитника отечества не дает жалеть себя и стойко принимает известие о смерти, при этом гордясь ребенком, и как Украина предала своих граждан, посчитав их генетическим мусором и решившая избавиться от него. Страшные рассказы, от которых в зале слезы. То и дело слышны всхлипывания. Но и зрители решили быть стойкими и не показывать слабости.
— Артисты сыграли один раз этот спектакль в Донецке на открытой площадке, но больше играть не стали, тяжело, — рассказала директор. — Каждый раз переживают заново эти эмоции. В данный момент мы не можем играть спектакли, во время СВО это небезопасно. Мы выезжаем с выступлениями в госпитали, в пункты временного размещения к переселенцам, собираем и развозим гуманитарную помощь. Поддерживали наших коллег в Мариуполе. Это теперь наш фронт, и всеми силами мы стараемся поддерживать наших жителей.
— У нашего театра есть мечта — съездить в Луганск и в Донецк, — поделился с «Известиями» Владимир Машков. — Мы будем сотрудничать, и если появится возможность, будем в Донбассе, привезем в театр необходимое оборудование. Это наша общая беда.
Как признался народный артист ДНР Владимир Швец, находясь в Москве, актеры очень переживают за своих родных и близких в Донецке. Труппе сообщили, что рядом с театром разорвался снаряд, здание посекло осколками. Но они уже практически разучились плакать. Столько горя вокруг. Слезы на глазах артистов появились после первого показа в Школе Олега Табакова. Зрители долго не отпускали артистов, а некоторые вышли к ним на сцену, чтобы просто обнять и вместе поплакать.
Зашли с козырей
Приезд артистов Донбасс Оперы (Донецкий государственный академический театр оперы и балета им. А.Б. Соловьяненко) оплатили фестиваль «Видеть музыку», Министерство культуры и Президентский фонд культурных инициатив. Перед началом представления в зал к руководству донецкого театра вышел генеральный директор Большого театра Владимир Урин. Ему известно, в каких условиях сейчас находятся его коллеги, и он с радостью принимает их на сцене ГАБТа.
— Мы в Москву приехали 16 сентября, а 19-го уже обратно домой, — поделился с «Известиями» худрук Донбасс Оперы Вадим Писарев. — Вырваться на несколько дней из-под бомбежек и обстрелов — это ли не счастье. Хоть воздух мирный вдохнуть.
В последний раз Донецкий театр оперы и балета приезжал в столицу еще во времена СССР, 1 октября 1979 года. На сцене Московского государственного академического музыкального театра им. К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко показали 22 лучших спектакля, в том числе «Царскую невесту», «Десять дней, которые потрясли мир», «Дон Жуана», «Лючию ди Ламмермур», «Ромео и Джульетту». И спустя почти полвека донецким артистам хотелось зайти с козырей. Они планировали показать в Большом оперу Carmina Burana Карла Орфа. Но подумали, что это произведение меломаны уже много раз слышали. Поэтому решили: удивлять так удивлять, и представили Верди «Любовные похождения сэра Джона Фальстафа». Это произведение редко берут в репертуар музыкальные театры — сложная опера. Музыкальные критики называют это произведение вершиной творческого наследия композитора. «Нам хотелось показать, что мы тоже не лыком шиты, — признался «Известиям» Вадим Писарев. — Мы же приехали с живым оркестром, с хором, со своими декорациями. Артисты чувствуют особую ответственность — все-таки это главная сцена страны».
Режиссер Александр Лебедев перенес действие оперы «Любовные похождения сэра Джона Фальстафа» в наши дни. На сцене вывески лондонских бутиков, которые сменяют интерьеры с портретами безумного Бориса Джонсона и строгой королевы Елизаветы II. Сэр Джон Фальстаф — толстый, пожилой, самовлюбленный оперный певец, который терпит множество любовных неудач. Дорога любовных интриг приводит к совершенно неожиданному повороту для него самого. Однако в финале пороки будут обличены, и все от души посмеются. Дирижер-постановщик — Юрий Парамоненко. Главные партии исполнили Вадим Воловчук (сэр Джон Фальстаф), Владислав Лысак (банкир Форд), Светлана Малеева (его жена, миссис Аличе Форд), Мэри Саргсян (их дочь Нанетта).
В балете выбор пал на постановку Вадима Писарева «Пер Гюнт» на музыку Грига. Это визитная карточка театра. Спектакль в репертуаре с 1997 года. Это история по драме норвежского писателя Генрика Ибсена о странствиях и приключениях весельчака и балагура Пер Гюнта. На его пути будут тролли, гномы, феи. А дома его будут ждать мать Осе и юная Сольвейг. Постановщик называет своего героя «гражданином мира». С этим спектаклем коллектив объехал полсвета и наконец добрался до Москвы. На столичной сцене главные партии исполнили солисты балетной труппы Донбасс Оперы Роман Белгородский (Пер Гюнт) и Виктория Губрий (Сольвейг).
Оба представления зрители приняли восторженно. Зал аплодировал стоя.
— Не бросить театр в такое тяжелое время, показать свое искусство избалованному столичному зрителю — есть в этом что-то героическое! Браво, Донбасс Опера! — восторгалась пожилая меломанка, пришедшая в Большой с внуком.
«Артисты репетируют каждый день»
Как ехать назад, после таких ярких эмоций, мирного неба? Этот вопрос витал в воздухе.
— Да очень просто: блокпост, Успенка и вперед, на Донецк. В гостях хорошо, а дома лучше. Донбасс — это родина, — говорят артисты.
Сейчас в Донбасс Опере не играют спектакли. Во время СВО все праздничные и массовые мероприятия запрещены.
— Поскольку там, где только соберутся люди, там взрывают. По нам стреляют. Но артисты репетируют каждый день, — пояснил худрук.
Репетируют, чтобы ездить со спектаклями туда, где тоже ждут артистов из Донбасса. Летом объехали шесть городов, в том числе Ставрополь, Сочи, Краснодар. Сейчас артистов ждут в Челябинске, Сыктывкаре, Томске. В рамках федерального проекта «Большие гастроли» театр месяц будет выступать в России.
Как говорит худрук, уже готова премьера оперы «Князь Игорь» Бородина, но сейчас ее выпустить нельзя. Возможно, ее привезут в начале следующего года в Крым в Херсонес.