Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
США согласовали с Нигером дату вывода американских войск
Мир
Шор обвинил власти Молдавии в намерении завысить цены на газ в стране
Происшествия
Одиннадцать человек пострадали при обстреле ВСУ Шебекино в Белгородской области
Мир
Иранцы собрались на молитву за здоровье президента Раиси
Мир
Глава МО Британии назвал причину отказа ФРГ передать Taurus Украине
Общество
В суд поступила жалоба на продление ареста фигурантам дела о теракте в «Крокусе»
Мир
Поиски вертолета президента Ирана продолжаются в условиях темноты и дождя
Мир
Теннисистку Джорджи обвинили в краже мебели на €100 тыс. с виллы в Италии
Спорт
«Манчестер Сити» четвертый раз подряд стал чемпионом Англии по футболу
Мир
Алиев предложил Ирану помощь в связи с жесткой посадкой вертолета Раиси
Мир
СМИ сообщили о ликвидации лидера мятежников в Конго
Политика
Лавров заявил об отсутствии на Западе опирающихся на факты политиков
Спорт
Рагозина поставила на победу Папина в бою с Чилембой
Мир
Французский депутат предложил разрешить Украине наносить удары по территории РФ
Мир
В Евросоюзе заявили о наблюдении за ЧП с вертолетом президента Ирана
Мир
Обвиняемый в покушении на премьера Словакии мог действовать не один
Мир
Премьер Ирака распорядился оказать помощь в поисках вертолета Раиси
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

У Гренады есть стремление стать республикой, и «это естественный прогресс, до которого страна может дойти», но прощания с монархией в ближайшем будущем не планируется. Об этом «Известиям» сказали в пресс-службе премьера острова. Между тем недавняя кончина британской королевы Елизаветы II уже подтолкнула некоторые небольшие страны, главами которых формально выступает британский монарх, переосмыслить свое политическое устройство. В Антигуа и Барбуде, одном из 14 таких государств, уже объявили о намерении провести референдум, чтобы стать республикой и «действительно суверенной страной». «Известия» присмотрелись к тому, где еще присутствуют республиканские настроения и насколько они сильны.

«Естественный прогресс»

Спустя всего два дня после новостей о смерти Елизаветы II в Антигуа и Барбуде, одной из 14 стран во главе с британским монархом, заявили, что в течение трех лет государство проведет референдум по вопросу о том, становиться ли ему республикой. При этом премьер-министр Гастон Браун отметил, что Антигуа и Барбуда далеко не одинока в своем стремлении сделать «последний шаг к завершению круга независимости, чтобы стать по-настоящему суверенной нацией», и роль монархии пересматривают многие другие страны.

Премьер-министр Гастон Браун

Премьер-министр Гастон Браун

Фото: REUTERS/Lauren Justice

К числу таких стран можно отнести, например, Гренаду. Как заверили «Известия» в пресс-службе премьер-министра острова Дикона Митчелла, «непосредственных планов по изменению своего конституционного статуса» у Сент-Джорджеса не имеется.

— Однако стремление стать республикой — это естественный прогресс, который страна может предпринять в будущем, — подчеркнули там.

«Известия» направили аналогичные запросы в правительства и других стран, формально находящихся под управлением британской монархии. К их числу относятся, в частности, Канада, Австралия, Новая Зеландия, ряд небольших государств в Карибском регионе и Индийском океане. Однако к моменту выхода материала ответов они не предоставили.

Напомним, что еще при долгой жизни королевы Великобритании Елизаветы II далеко не все страны, формально признающие ее в качестве главы государства, были исключительно в восторге от монархии. Например, еще в далеких 1970-х порвать конституционную связь с ней решили на Гайане, в Тринидаде и Тобаго и в Доминике. В 1992 году стать республикой решил и Маврикий, хотя этой стране жилось при британских колонизаторах куда лучше остальных.

Около десятилетия назад разговоры о том, что с монархией стоит покончить, вновь начались среди стран Карибского бассейна. Например, на Багамах была даже создана специальная комиссия, которая среди прочего рассмотрела вопрос, стоит ли островному государству «эволюционировать из конституционной монархии в республику в рамках Содружества наций», так как «сохранение британского монарха является историческим анахронизмом и пережитком колониальной эпохи».

Принц Уильям и Кейт Миддлтон, герцог и герцогиня Кембриджские, аэропорт Кингстона на Ямайке, март, 2022 год

Принц Уильям и Кейт Миддлтон, герцог и герцогиня Кембриджские, аэропорт Кингстона на Ямайке, март, 2022 год

Фото: Global Look Press/Stephen Lock

В том же 2012 году республиканским духом запахло и на Ямайке. А в ходе визита на остров в марте 2022-го принца Уильяма и Кейт Миддлтон ямайские власти чуть ли не прямо заявили, что уже вот-вот откажутся от «монарших услуг». Еще одной страной, признавшей намерение объявить республику после того визита принца Уильяма, стал Белиз.

С тех пор дальше деклараций о намерениях дело не заходило. За исключением Барбадоса. В ноябре прошлого года эта страна, некогда именуемая «маленькой Англией», официально простилась с британской короной и стала республикой. И как признал после этого события королевский биограф Норман Бейкер, республиканские настроения в других странах подавляются из «уважения к королеве», но с ее уходом, вероятно, еще больше стран последует за Барбадосом и исчезнет из содружества. И оказался прав.

Уйдут, но не сейчас

Отчасти не самые теплые чувства к монархии среди населения небольших островных государств, населенных цветными, всегда были мотивированы отголосками колониального прошлого, в котором Великобритания обращалась с местным населением в качестве рабов. В странах вроде Австралии, Новой Зеландии и Канады история была иной. Но и в них отношение к сохранению монархического строя оказалось довольно неоднозначным.

После смерти Елизаветы II Австралия и Новая Зеландия признали короля Карла III своим новым монархом, но намекнули, что монархия — не что-то незыблемое, то, что было и будет «во веки веков». К примеру, новозеландский премьер Джасинда Ардерн исключила шаг, подобный тому, что решили предпринять в Антигуа и Барбуде, но призналась в своей уверенности, что «в течение ее жизни» страна уйдет из-под власти британского монарха.

Люди проходят мимо развевающихся австралийских флагов возле здания парламента после смерти королевы Елизаветы в Канберре, Австралия
Фото: REUTERS/AAP Image/Lukas Coch

В схожей манере высказался и австралийский премьер Энтони Албанезе, сторонник прекращения монархии в стране. Вслед за кончиной королевы он заявил, что не будет проводить референдум о переводе Австралии на республиканские рельсы в свой первый премьерский срок. Но и то во многом из-за того, что он и его коллеги так и не смогли решить, как именно следует избирать нового главу государства. К слову, именно из-за этой дилеммы, как считается, австралийцы еще в 1999 году 55% голосами против 45% отклонили идею проститься с верховенством монарха. Правда, лидер оппозиционной австралийской Партии зеленых Адам Брандт, выразив соболезнования семье королевы в Twitter, добавил, что «теперь Австралия должна двигаться вперед» и «нам нужно стать республикой».

Между тем, в Канаде, еще одной жемчужине в короне британской монархии, даже не стали намекать на существование республиканских чувств.

— Наш монарх обладает всей властью, но не осуществляет ее. Премьер-министр не имеет никакой власти, но осуществляет всю власть. Вот почему я не понимаю карибские народы, которые говорят о том, что британская корона навязывает рабство и тому подобное. И когда мы кричим: «Боже, храни короля» — на самом деле мы говорим: «Боже, помоги нам управлять собой», — заметил «Известиям» почетный профессор канадского Университета Альберты Кен Манро.

При этом, правда, он выразил уверенность, что все больше и больше небольших государств, главой которых выступает британский монарх, начнут выбирать республиканское устройство.

Не исключено, что со временем республикой может оказаться и сама Канада, пусть даже официально о таком намерении и не заявляется. Тем не менее общественные настроения говорят сами за себя. Если в январе 2020 года, по данным социологического Института Ангуса Рейда, 45% канадцев не хотели, чтобы британский монарх оставался церемониальным номинальным главой страны, то к апрелю нынешнего года, по данным той же службы, число противников сохранения монархии возросло уже до 55%. Опрос же, проведенный канадским социологическим институтом «Леже» спустя считаные дни после ухода Елизаветы II, и вовсе показал: привязанности к британской монархии не испытывают 77% канадцев.

Король Великобритании Карл III после службы в соборе Лландафф в Кардиффе, Уэльс, Великобритания

Король Великобритании Карл III после службы в соборе Лландафф в Кардиффе, Уэльс, Великобритания

Фото: REUTERS/Frank Augstein

Во многом, разумеется, снижение популярности монархии оказалось напрямую связано со смертью нынешней королевы, которая была своего рода скрепой для всех стран под властью британской короны. «По мере того как значение монархии в обществе становилось все менее важным, многие страны держались, потому что они относились к королеве лично с таким большим уважением. Чарльз и королева-консорт Камилла, скорее всего, не будут иметь такой же привлекательности», — пояснила рост республиканских настроений журналу Time профессор истории Кентерберийского университета в Новой Зеландии Кэти Пиклз.

Прямой эфир