27 регионов представили пилотные социальные сервисы для населения
Региональные сервисные уполномоченные (РСУ) из 27 субъектов Федерации представили пилотные решения, направленные на повышение эффективности предоставления государственных услуг на первом демо команд в рамках акселератора социальных решений. Команды РСУ при экспертной поддержке специалистов Агентства стратегических инициатив занимались разработкой решений по семи жизненным ситуациям: выход на пенсию, буллинг, потеря единственного кормильца, потеря здоровья, насилие в семье, потеря и поиск работы, планирование и рождение ребенка.
Участники мероприятия сошлись во мнении, что одной из существенных проблем социальной сферы является недостаточная информированность населения о существующих возможностях и сервисах. По мнению команд, цифровые сервисы должны обеспечить максимально удобный формат коммуникации с получателями социальных услуг всех возрастов. Так, комплексные решения в ряде регионов буду представлены в виде пилотных цифровых платформ, фактически представляя собой электронного консультанта для населения. Особенно важно создание информационных экосистем, отражающих весь срез социальных активностей для граждан с ограниченными возможностями, включая проведение досуга и возможности активной интеграции в общественные процессы.
По словам Елены Семелевой, регионального сервисного уполномоченного из Республики Мордовия, «человек хочет, чтобы его проблему предугадали, поэтому важно иметь отлаженный механизм предоставления услуг по жизненной ситуации до того, как человек обратится с проблемой».
Ряд регионов разрабатывает решения по жизненной ситуации «буллинг». Проведенные исследования и опросы среди молодых людей в возрасте от 9 до 15 лет показали, что им нужны герои, ролевые модели. Чувство защищенности должно формироваться не только в социуме ребенка, но и в окружающем его мире. Региональные сервисные уполномоченные предлагают формировать здоровую атмосферу в школьных коллективах путем проведения постоянной профилактической работы с учащимися, подготовкой образовательного контента для детей и подростков. Важно понимать истинные причины этого явления как со стороны детей, подвергающихся буллингу, так и тех, кто инициирует психологическую атаку. Доверие является краеугольным камнем в этом процессе. Важно, чтобы дети в любой момент могли обратиться к взрослым. Цифровые сервисы позволяют оперативно обратить внимание на проблему, а также получить информацию, как вести себя в такой ситуации.
«Социальная реклама может повлиять на общественное отношение не только к теме буллинга, но и к теме насилия в семье что приведет к снижению табуированности и идентифицирует опасность данного явления. Мы предполагаем, что доработка на портале «Госуслуги» цифрового сервиса по формированию заявлений в Кризисный центр позволит упростить процедуры обращения», — заявила Ольга Постникова, региональный сервисный уполномоченный Рязанской области.
В вопросах планирования семьи женщины чаще всего сталкиваются с проблемами ограниченной доступности качественных медицинских услуг. Для решения этой ситуации команда Сахалинской области предлагает проект «Smart-родительство», который представляет собой единый информационный портал. На нем пользователи смогут получить информацию о доступных медицинских и социальных услугах, а также найти руководство по планированию первых месяцев жизни ребенка. Такой подход должен обеспечить информированность родителя о наиболее важных аспектах по данной жизненной ситуации.
Жизненная ситуация потери и поиска работы рассматривалась участниками в качестве востребованной гражданами всех возрастов, включая подростков. На сегодняшний день существует множество государственных сервисов для поиска работы и профориентации. В Севастополе команда РСУ пришла к выводу, что создание социальной площадки для знакомства молодых людей с потенциальным работодателями после прохождения практики позволит облегчить процесс поиска работы и повысить эффективность кадровых служб. По мнению команды, важно реализовать пакетное предоставление услуг. Площадка должна обеспечивать профориентационное сопровождение молодых людей и оказывать помощь в подготовке грамотного резюме. При этом у соискателей должна быть возможность получать обратную связь от службы взаимодействия и поддержки.