Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Спорт
The Times узнала о подготовке иска пловцов к WADA за допуск китайцев на ОИ
Общество
В Москве отключение отопления начнется 27 апреля
Происшествия
Один человек погиб в результате попадания снаряда в дом в Херсонской области
Мир
МИД Турции подтвердил перенос визита Эрдогана в США
Экономика
Путин передал 100% акций «дочек» Ariston и BSH Hausgerate структуре «Газпрома»
Мир
Гуцул сообщила о попытке ее задержания и допроса в аэропорту Кишинева
Мир
В украинском городе Ровно демонтировали памятник советским солдатам
Мир
ВКС РФ уничтожили два пункта базирования боевиков в Сирии
Мир
Крымский мост назван одной из главных целей возможных ударов ракетами ATACMS
Мир
Московский зоопарк подарит КНДР животных более 40 видов
Общество
Работающим россиянам хотят разрешить отдавать пенсионные баллы родителям
Общество
Подносова провела заседание комиссии при президенте по вопросам назначения судей
Происшествия
Торговые павильоны загорелись на площади 1 тыс. кв. м на Ставрополье
Общество
Желтая африканская пыль из Сахары добралась до Москвы
Спорт
Кудряшов победил Робутти в бою новой суперсерии «Бойцовского клуба РЕН ТВ»
Общество
Фигурант дела о взятке замминистра обороны Иванову Бородин обжаловал арест

Задел продаж

Военный эксперт Андрей Фролов — о том, какое влияние оказала специальная военная операция на российский экспорт вооружений
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Спецоперация на Украине стала не только рубежным событием для российской армии и военной мысли, но и для отечественного ОПК. Уже понятно, что оборонная промышленность после 24 февраля работает в совершенно иных условиях, причем как на внутреннем, так и на внешнем рынке. Попытаемся рассмотреть, как СВО повлияет на российское военно-техническое сотрудничество.

Первым и самым важным фактором, как представляется, станет необходимость работать в новых условиях санкций. Не секрет, что объем наложенных на Россию ограничений Запада и ориентирующихся на него государств не имеет прецедентов в истории, но в данном случае важно, что они затронули в первую очередь финансовый сектор. Для российского ОПК сам по себе режим санкций не стал чем-то новым — наши предприятия попадали в американские санкционные списки еще начиная с 1990-х и 2000-х годов за сотрудничество с неугодными Вашингтону режимами.

Ситуация стала ухудшаться после 2014 года, достигнув апофеоза в виде американского закона CAATSA. Он стал первым действительно серьезным шагом в попытке «удушить» российскую оборонную промышленность путем отталкивания от нее потенциальных заказчиков, которые в теории должны были испугаться в первую очередь действия американских вторичных санкций на свою банковскую систему. Несмотря на тяжесть, этот санкционный режим дал России необходимое время и опыт для адаптации к новым, более жестким условиям, которые не замедлили возникнуть после 24 февраля 2022 года.

Но это не отменяет колоссального давления, оказываемого на основных российских покупателей вооружений. Нарицательными стали примеры Индии и Турции, которые нарушили уже действующий режим CAATSA с целью приобретения российских ЗРС С-400. Определенные санкции были наложены на Китай. Но эти страны могут противодействовать США, которые вынуждены идти на определенные уступки. В отношении других, менее независимых от Вашингтона стран, такого сказать нельзя, и многие из них как минимум будут сильно затягивать процесс принятия решений относительно закупок у России. И именно в них, как представляется, имеется то самое «слабое звено». Тем более, в отношении этих держав третьего эшелона будет сложно применять платежи в национальных валютах или бартер.

Другим важным обстоятельством, которое будет оказывать серьезное давление на систему ВТС, станут внутренние закупки Министерства обороны России, вызванные как потребностями СВО, так и необходимостью выполнять действующую госпрограмму вооружений. Очевидно, что работы по государственному оборонному заказу будут иметь приоритетное значение: они же будут обеспечивать максимальную загрузку предприятий, что, видимо, на несколько лет вообще снимет с повестки дня потребности в экспортных контрактах.

С другой стороны, СВО открывает дополнительные «окна возможностей» в долгосрочной перспективе. В первую очередь, это окончательный уход Украины с мирового рынка как поставщика недорогих советских вооружений и отдельных нишевых продуктов уже постсоветской разработки и производств, которые выступали в роли конкурентов аналогичной российской продукции. Процесс превращения Украины из чистого экспортера вооружений в их импортера постепенно нарастал с 2014 года, но обвальный характер он принял с начала 2022-го. Уничтожение предприятий украинского ВПК, баз хранения техники, потеря по разным причинам специалистов-производственников, а также убыль вооружений в боевых действиях делают невозможным какое-либо реальное присутствие Украины на рынке в ближайшие годы, если не десятилетия. Возможны некие реинкарнации украинской оборонной промышленности в странах, активно развивающих свое военное производство, в первую очередь, Турции, и это представляется наибольшей угрозой и риском для российских игроков.

СВО фактически стала первым реальным «шоурумом» практически для всего спектра современной российской военной техники. В операции задействованы все виды вооруженных сил, и их боевое применение транслируется фактически в режиме реального времени, что дает представление об их реальных возможностях. Немаловажно и то, что российское вооружение применяется против самого современного западного, что позволяет провести реальное, а не полигонное сравнение всех их достоинств и недостатков. Ничего подобного в истории российского ВТС не было со времен Великой Отечественной войны.

Наконец, известные итоги первого полугодия 2022 года в отношении российского оружейного экспорта пока не дают повода для пессимизма. По состоянию на август портфель заказов на вооружения из РФ достиг рекордных за последние годы $57 млрд, а новая контрактация составила $16 млрд. Это дает основания полагать, что по итогам года может быть законтрактовано военной техники на сумму $20 млрд, что может стать вторым по величине результатом за последние десять лет.

Важным представляется и тот факт, что 25% портфеля контрактов приходятся на страны Каспийского региона, включая Иран, а доля Индии видимо составляет не менее 20%. С учетом Китая и других стран (к примеру, Турции, которая в этом году заключила новый контракт на поставку ЗРС С-400), у российского ВТС имеется необходимая диверсификация, а также задел на ближайшие несколько лет, которые явно пройдут под знаком смены привычной модели, сформировавшейся после 1991 года.

Автор — военный эксперт

Позиция редакции может не совпадать с мнением автора

Прямой эфир