По последней информации Следственного комитета, при восхождении на вулкан Ключевская Сопка на Камчатке погибли девять человек. Операция по спасению трех выживших из группы сильно затруднена: на вулкане сильная облачность, скорость ветра достигает 15 м/с, а температура ночью опускается до минус 14 градусов. В таких условиях практически невозможно к ним подобраться, хотя пилоты МЧС очень опытные и стремятся сделать всё возможное.
Еще в выходные объявляли о шести погибших, в понедельник их стало уже девять. Мы можем только предполагать, что произошло, одна из возможных причин — резкое понижение температуры или полученные травмы. Может быть, и всё вместе.
Были ли шансы выжить у тех, кто сорвался вниз вместе с остальными в одной связке? Опять-таки, мы не знаем деталей — вероятно, произошел камнепад, а может, было нарушение техники безопасности. То, что сорвался один, не значит, что вслед за ним сорвутся и все остальные. Есть масса приемов страховки и самостраховки — с использованием элементов рельефа, веревки, ледобуров, скальных крючьев и других. Это важнейший элемент подготовки горовосходителей, и всему этому обучаются на спецкурсах.
Иными словами, при любых восхождениях группа в первую очередь должна быть подготовлена. В советское время для того, чтобы заниматься альпинизмом, каждый человек проходил обучение в специальном лагере. Была многоступенчатая подготовка: даже чтобы пойти на вершину первой категории сложности из шести, нужно было пройти медицинский осмотр, 21 день тренировок и сдать практические зачеты.
Существовали альпинистские лагеря, в 1960–1990-е годы масса людей различного возраста приезжали по направлениям от производств или учебных заведений и проходили подготовку. Изучали способы передвижения по различным формам горного рельефа, снаряжение, оборудование, способы страховки, одежду, первую помощь — массу вопросов, которые касаются нахождения и передвижения человека в горной местности. В программе подготовки были и возможные чрезвычайные ситуации — люди отрабатывали алгоритмы действий, приемы самоспасения и спасения в группе.
То же самое касается горного туризма: были спортивные секции и клубы. И для того, чтобы группу выпустить на маршрут, спортивная секция заявлялась в маршрутно-квалификационную комиссию, такая была в каждом субъекте страны. Комиссия рассматривала подготовленность каждой конкретной группы и ее руководителя, изучала документы каждого участника, их опыт в восхождениях или походах. И только после этого выдавала разрешение.
Кроме того, непосредственно в горах действовали контрольно-спасательная служба и контрольно-спасательный пост. Они могли проверить группу на готовность — посмотреть документы, экипировку, количество снаряжения. Если группа не соответствовала требованиям заявленного маршрута, то ее могли не допустить к походу.
Всё было очень грамотно сделано, и процент чрезвычайных ситуаций в горах был низкий. Сейчас, конечно, всё по-другому — за деньги можно сделать что угодно. Но деньги — это не страховка от камнепада, схода лавины, падения в трещину или со склона.
Сейчас есть масса спортивных клубов и секций в субъектах РФ. Пусть за деньги, но там тоже можно изучать основы горовосхождений и проходить тренировки. Только после этих курсов стоит принимать решение о выходе на маршрут в составе группы с гидом-инструктором. Если вы начинающий — то это вершины первой, максимум второй категории.
У Ключевской Сопки категория 2-А, но это не значит, что она простая. Все зависит от состояния маршрута, погоды и так далее. В данном случае 2-А означает маршрут по крупно- и мелкообломочным осыпным склонам, по фирну (многолетний снег в виде зернистого льда. — «Известия») и льду — это довольно серьезно и требует навыков и тренировок.
Но сейчас зачастую происходит по-другому: люди просто договариваются в интернете, встречаются, а компании дают им в аренду снаряжение и проводят одно-два предварительных занятия. На моей памяти много мастеров спорта — перворазрядников возвращались с Эльбруса, так и не поднявшись, — они понимали, что погода сделать этого не позволяет.
В наши дни очень многое зависит от гида: опытный проводник не поведет группу в горы ни за какие деньги, если понимает, что это самоубийство. Он видит подготовленность членов группы, экипировку, прогноз погоды на несколько дней вперед — это очень важно. Если погода не позволяет идти дальше, то лучше пожертвовать деньгами и остаться в хижине, но в живых.
Автор — заслуженный спасатель России, член Общественной палаты Московской области
Позиция редакции может не совпадать с мнением автора