Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Блинкен заявил об отсутствии данных о военных поставках Китая России
Общество
В Москве отключение отопления начнется 27 апреля
Происшествия
Один человек погиб в результате попадания снаряда в дом в Херсонской области
Культура
Главный приз «Золотой святой Георгий» ММКФ получил фильм «Стыд» Мексики и Катара
Экономика
Путин передал 100% акций «дочек» Ariston и BSH Hausgerate структуре «Газпрома»
Мир
Гуцул сообщила о попытке ее задержания и допроса в аэропорту Кишинева
Спорт
Международная федерация баскетбола продлила отстранение россиян до декабря 2024-го
Мир
ВКС РФ уничтожили два пункта базирования боевиков в Сирии
Общество
В Ростовской области задержан избивавший граждан 17-летний подросток
Спорт
FIG удалила из правил пять названных в честь российских гимнасток элементов
Спорт
Тетерин победил Манжуева в бою турнира «Бойцовского клуба РЕН ТВ»
Общество
Подносова провела заседание комиссии при президенте по вопросам назначения судей
Культура
Лучшим российским фильмом ММКФ стала картина «Лгунья» режиссера Трофимовой
Мир
На Тайване произошло землетрясение магнитудой 6,1
Мир
Минимум 10 человек погибли в результате пожара в гостинице в Бразилии
Общество
Фигурант дела о взятке замминистра обороны Иванову Бородин обжаловал арест

Кушать подано

Журналист «Делового Петербурга» Дарья Зайцева — о тенденциях общественного питания в Москве и Санкт-Петербурге, специально для «Известий».
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

В первой половине августа количество посещений общепита в сравнении с аналогичным периодом прошлого года в Петербурге было на 11%, а выручка на 2% ниже, чем в прошлом году, при сопоставимом приросте среднего чека (на 9 и 10% соответственно). Похожая ситуация наблюдалась во многих городах, но сравнивать Санкт-Петербург имеет смысл именно со столицей, хотя мегаполисы и разнятся своей бизнес-средой.

Общепит, наверное, наиболее интересен для таких сопоставлений, хотя эксперты и игроки рынка отмечают качественные различия. Как минимум, оборот столичного рынка в два с лишним раза больше петербургского. Согласно данным государственной статистики, в первом полугодии 2022 оборот петербургского общепита был равен 64 млрд рублей, тогда как столичного — 178 млрд рублей.

Есть разница и в целеполагании — петербургский рынок рассчитан, в первую очередь, на туристов, а вот Москва в основном нацелена на локальную аудиторию.

Однако некоторые общие тенденции развития весной и летом этого года проследить всё же возможно. В обеих столицах в начале марта был заметен некоторый спад посещаемости предприятий общепита. Это связано с аспектом психологии потребления, когда люди в состоянии неопределенности сокращают траты на товары и услуги, не относящиеся к категории первой необходимости. После этого в обоих городах показатель стал постепенно расти и к концу мая — началу июня достиг максимальных значений с конца зимы.

Правда, и тут есть о чем поговорить по части различий. Московский общепит в этом году преодолевал последствия ковида. Во многом по этой причине в июле нынешнего года посещаемость столичных заведений резко взлетела — на 43%, выручка увеличилась на 84%, а средний чек — на 26% по сравнению с июлем 2021. В Петербурге более скромные показатели: посещаемость в июле 2022 выросла на 3%, выручка — на 18%, а средний чек стал больше на 15% в сравнении с июлем прошлого года. Правда, необходимо отметить, что в июле прошлого года в Петербурге толком и туристов не было, что косвенным образом подчеркивает ориентированность петербургского общепита на приезжих.

Августовское падение посещаемости всё же нельзя назвать массовой тенденцией, и его ощутили далеко не все заведения. Руководитель службы франчайзинга «Север-Метрополь» Алексей Гаркавенко отмечает, что поток гостей в их кафе как в Петербурге, так и в Москве этим летом был вполне приличный.

«Он несколько снизился в августе. Мы полагаем, из-за аномальной жары. Но посещаемость выросла в среднем на 15% по сравнению с прошлым го-дом. В Петербурге посещаемость закономерно выше из-за узнаваемости бренда, количества заведений и продолжительности их существования. В Москве выше ротация», — говорит он.

Управляющий партнёр 8956 Oblomoff food Владимир Шершнев подчёркивает, что петербургский рынок считается более простым для входа, поскольку стоимость аренды помещений ниже. Центр Петербурга гораздо меньше, и рестораны и бары, как правило, концентрируются на известных улицах. Это помогает новому заведению быстрее привлекать клиентов.

Однако опрошенные «Деловым Петербургом» эксперты отмечают, что с точки зрения активности запуска новых проектов в ресторанной сфере нынешний летний сезон отличается от предыдущих лет. Сейчас, по мнению экспертов, главный тренд — появление новых объектов в большем объеме, чем год или два назад, причем как в Москве, так и в Петербурге. Причина этому — освобождение помещений в локациях с высоким трафиком, подходящих для общепита.

Но есть и уникальные для северной столицы тенденции. Так, вырос спрос на проектирование и открытие досуговых объектов для туристов. Впрочем, эксперты отмечают этот тренд и в отдаленных регионах страны, которые становятся новыми важными туристическими направлениями.

При этом аналитики подчеркивают, что отрасль пока не в полной мере восстановилась после пандемии. Так, в сравнении с уровнем доковидного 2019-го в текущем году по количеству гостей в кафе и ресторанах сегмент отстает в среднем на 10–20%.

Прямой эфир