В первой половине августа количество посещений общепита в сравнении с аналогичным периодом прошлого года в Петербурге было на 11%, а выручка на 2% ниже, чем в прошлом году, при сопоставимом приросте среднего чека (на 9 и 10% соответственно). Похожая ситуация наблюдалась во многих городах, но сравнивать Санкт-Петербург имеет смысл именно со столицей, хотя мегаполисы и разнятся своей бизнес-средой.
Общепит, наверное, наиболее интересен для таких сопоставлений, хотя эксперты и игроки рынка отмечают качественные различия. Как минимум, оборот столичного рынка в два с лишним раза больше петербургского. Согласно данным государственной статистики, в первом полугодии 2022 оборот петербургского общепита был равен 64 млрд рублей, тогда как столичного — 178 млрд рублей.
Есть разница и в целеполагании — петербургский рынок рассчитан, в первую очередь, на туристов, а вот Москва в основном нацелена на локальную аудиторию.
Однако некоторые общие тенденции развития весной и летом этого года проследить всё же возможно. В обеих столицах в начале марта был заметен некоторый спад посещаемости предприятий общепита. Это связано с аспектом психологии потребления, когда люди в состоянии неопределенности сокращают траты на товары и услуги, не относящиеся к категории первой необходимости. После этого в обоих городах показатель стал постепенно расти и к концу мая — началу июня достиг максимальных значений с конца зимы.
Правда, и тут есть о чем поговорить по части различий. Московский общепит в этом году преодолевал последствия ковида. Во многом по этой причине в июле нынешнего года посещаемость столичных заведений резко взлетела — на 43%, выручка увеличилась на 84%, а средний чек — на 26% по сравнению с июлем 2021. В Петербурге более скромные показатели: посещаемость в июле 2022 выросла на 3%, выручка — на 18%, а средний чек стал больше на 15% в сравнении с июлем прошлого года. Правда, необходимо отметить, что в июле прошлого года в Петербурге толком и туристов не было, что косвенным образом подчеркивает ориентированность петербургского общепита на приезжих.
Августовское падение посещаемости всё же нельзя назвать массовой тенденцией, и его ощутили далеко не все заведения. Руководитель службы франчайзинга «Север-Метрополь» Алексей Гаркавенко отмечает, что поток гостей в их кафе как в Петербурге, так и в Москве этим летом был вполне приличный.
«Он несколько снизился в августе. Мы полагаем, из-за аномальной жары. Но посещаемость выросла в среднем на 15% по сравнению с прошлым го-дом. В Петербурге посещаемость закономерно выше из-за узнаваемости бренда, количества заведений и продолжительности их существования. В Москве выше ротация», — говорит он.
Управляющий партнёр 8956 Oblomoff food Владимир Шершнев подчёркивает, что петербургский рынок считается более простым для входа, поскольку стоимость аренды помещений ниже. Центр Петербурга гораздо меньше, и рестораны и бары, как правило, концентрируются на известных улицах. Это помогает новому заведению быстрее привлекать клиентов.
Однако опрошенные «Деловым Петербургом» эксперты отмечают, что с точки зрения активности запуска новых проектов в ресторанной сфере нынешний летний сезон отличается от предыдущих лет. Сейчас, по мнению экспертов, главный тренд — появление новых объектов в большем объеме, чем год или два назад, причем как в Москве, так и в Петербурге. Причина этому — освобождение помещений в локациях с высоким трафиком, подходящих для общепита.
Но есть и уникальные для северной столицы тенденции. Так, вырос спрос на проектирование и открытие досуговых объектов для туристов. Впрочем, эксперты отмечают этот тренд и в отдаленных регионах страны, которые становятся новыми важными туристическими направлениями.
При этом аналитики подчеркивают, что отрасль пока не в полной мере восстановилась после пандемии. Так, в сравнении с уровнем доковидного 2019-го в текущем году по количеству гостей в кафе и ресторанах сегмент отстает в среднем на 10–20%.