Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Колумбия заявила об интересе во вступлении в БРИКС в качестве полноправного члена
Происшествия
Минобороны сообщило о сбитых силами ПВО 46 воздушных целях в трех регионах
Мир
Во Франции допустили привлечение ЧВК из США и Канады для пилотирования F-16 в ВСУ
Общество
Уровень воды в реке Тобол у Кургана достиг 970 см
Мир
Гендиректор Yasno Коваленко заявил о дефиците электроэнергии для Украины 18 апреля
Мир
СМИ усомнились в ответном ударе Израиля по Ирану до окончания праздника Песах
Общество
Более 70% россиян работают по выходным и во время отпуска
Общество
Синоптики спрогнозировали дожди и облачность в Москве 18 апреля
Экономика
Реальные располагаемые доходы россиян увеличились рекордно за 14 лет
Мир
Эксперт объяснил причины сильного затопления Дубая после ливней
Мир
Генпрокурор РФ Краснов прибыл с рабочим визитом в Венесуэлу
Мир
В штабе АдГ в Ганновере прошли обыски после лишения иммунитета двух депутатов
Мир
Профессор СПбГУ объяснила важность темы Ближнего Востока на саммите ЕС
Культура
СМИ рассказали об отказе Тарантино снимать свой финальный фильм с Питтом в главной роли
Происшествия
Средства ПВО перехватили три беспилотника в Ростовской области
Мир
На Украине сообщили о взрывах в Киевской области

Все тренды

Эксперт по рынку труда Анастасия Ускова — о том, как будут работать россияне в ближайшее десятилетие
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Один из основных трендов рынка труда в России на ближайшие пять лет — дефицит кадров. Какой бы непредсказуемой не была обстановка в экономике, эта переменная останется с нами гарантированно. Причина такого положения дел кроется в демографической яме, вызванной спадом рождаемости в 1990-е и нулевые. Так что в перспективе число экономически активных россиян будет сокращаться по сравнению с прошлыми десятилетиями, а рабочие руки — стареть.

Так, по прогнозам ВШЭ, доля работающих людей в возрасте до 40 лет будет снижаться ежегодно и к 2030-му уменьшится с 42 до 37,4%. Ежегодно этот процесс может вымывать из ВВП 1–1,5%. При этом в моменте, пока рынок труда испытывает санкционное давление, такая тенденция, наоборот, помогает буферизировать последствия ограничений, поддерживая относительно небольшой уровень безработицы. Однако любой кризис сменяется неотвратимым периодом роста. По прогнозам ЦБ, текущие потери экономика начнет отыгрывать уже к 2024 году. И тогда тренд на дефицит рабочих рук проявит себя более очевидно, заставляя рынок не только смотреть в сторону замещения локальных специалистов иностранной рабочей силой, но и модернизировать само понятие занятости.

Как раз такой реакцией на этот сценарий станет еще один тренд, который определит рынок труда образца 2025–2030 годов — переход на модель аренды кадров и аутсорс. Компании и предприятия в будущем станут активнее формировать удаленные команды и нанимать специалистов, которые будут кочевать с проекта на проект, из организации в организацию или совмещать работу с разными заказчиками. Таким образом бизнес сможет закрывать производственные потребности с наименьшими расходами на поиск, наем и адаптацию, а также станет более подвижным и мобильным, что для экономики особенно важно в период восстановления. К тому же в мире, где экономический ландшафт постоянно перекраивается, а технологический стек меняется слишком быстро, умение оперативно реагировать на новое и адаптироваться окажется критически важным, и модель аренды кадров для такого режима подходит очень хорошо.

Вместе с этими изменениями гарантированно будет расти популярность фриланса. Так, объем рынка частных услуг в России по подсчетам PwC увеличивается год к году, в 2020-м он составил $41 млрд, в 2025-м, по прогнозам, вырастет до $102 млрд. Закономерно с этим будет расти число самозанятых и занятых на платформах, которые станут выступать своего рода арбитром, упрощая и автоматизируя отношения между исполнителями и заказчиками. Уже сейчас самозанятых в стране более 5 млн, через пять лет их число может перевалить за отметку в 10 млн.

С учетом того что работающих у нас в стране, по данным Росстата, около 70 млн, число самозанятых составит почти 15% от всех трудящихся. Такие сдвиги в формате занятости безусловно определят еще один тренд — на удаленную работу или гибридные графики. Через пять лет доля компаний, на которые можно трудиться в таком режиме, будет расти. Этот подход к работе нравится многим соискателям уже сейчас, и компаниям позволяет оптимизировать расходы на содержание офисов.

К тому же не стоит забывать, что через пять лет на рынке труда количество представителей так называемого поколения зумеров наберет критическую массу. Так, доля поколения Z к 2036-му увеличится с нынешних 15,2% до 29,7%, по данным SberCIB Investment. Для его представителей построение грамотного баланса между работой и личной жизнью — крайне приоритетная вещь. И уже сейчас мы видим, как карьерные предпочтения «зумеров» сфокусированы на поисках фриланса вместо традиционного найма. Словом, им важно иметь больше свободы, чем тем же миллениалам и бумерам.

В свою очередь, рост платформ, выступающих цифровым арбитром между отношениями компаний и исполнителей, тоже будет формировать новый тренд — на переход в диджитал. Уже сейчас существуют электронные трудовые книжки, на «Госуслугах» появилась возможность заключать удаленные договоры с сотрудниками. Существуют технологические платформы для перевода в цифровое поле всех HR-процессов, начиная от найма и оформления до выплат гонораров. Такой умный подход помогает решать сразу несколько проблем. С одной стороны, компании экономят на кадровом делопроизводстве, с другой — для соискателей рынок труда становится доступнее. Когда каждый договор оцифрован, платеж проведен на банковскую карту, лазеек для нечестной игры становится всё меньше. Через пять лет всё это станет нормой, и рынок труда начнет существенно белеть.

К уходу из серой зоны его будет толкать еще один тренд, который уже набирает обороты сейчас и с большой вероятностью сохранится с нами и на период ближайшей пятилетки. Это — превращение государства в одного из ключевых работодателей в стране. Уже сейчас доля государства и связанных так или иначе с ним компаний в экономике, по данным МВФ, составляет более 30%. По информации ФАС, эта доля может быть на деле вдвое больше — 70%. Понятно, что в ближайшие пару лет именно госкомпании, бюджетные учреждения и государственные заказы будут гарантировать рабочие места, в то время как вклад частного бизнеса, в особенности малого и среднего, на который пока приходится примерно 20% всех рабочих мест, продолжит сокращаться под тяжестью кризиса. И если в ближайшие два-три года это будет скорее необходимостью, то в последующие за ними пару-тройку лет система начнет работать по запущенной сейчас инерции. Правда, без реформ в деловой сфере, которые бы стимулировали частные предпринимательские инициативы, этот прогноз сбудется не так быстро.

Автор — генеральный директор технологической группы Rocket Humans

Позиция редакции может не совпадать с мнением автора

Прямой эфир