Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
В РФ ужесточат требования к расселению аварийного жилья
Общество
В Петербурге отстранили начальника городского университета МВД РФ
Общество
Иркутская область перешла на режим повышенной готовности из-за морозов
Мир
Правительство Италии приняло декрет о продлении поставок оружия Украине
Экономика
Минфин не будет вводить ограничения налогового режима для самозанятых
Общество
В Москве построят 18 новых поликлиник
Мир
В офисе Зеленского назвали число потерь в рядах украинских боевиков
Армия
ВКС РФ успешно выполнили пуск новой противоракеты системы ПРО
Спорт
Сборная Японии вышла в плей-офф ЧМ-2022 после победы над Испанией
Общество
Температуру в системе отопления Подмосковья повысят из-за морозов
Мир
Киев может остаться без тепла и воды до весны
Общество
Авиакомпании попросили усилить контроль в самолетах из-за вспышки лихорадки Эбола

Ввоз и маленькая тележка

Налоговый консультант Юлия Зазуля — о подводных камнях параллельного импорта
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

В мае 2022 года Минпромторг опубликовал список категорий товаров и брендов, параллельный импорт которых разрешен. Перечень появился благодаря поправкам в №46-ФЗ, согласно которым использование результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации больше не является нарушением. Сегодня правительство спешно пытается зарегулировать эту сферу, узаконив ввоз товаров без разрешения правообладателя и смягчив таможенные процедуры для бизнеса. Но ряд вопросов остался нерешенным.

Первый аспект — интересна избирательность в отношении как категорий товаров, так и перечисленных брендов. На данный момент туда входит более 70 групп продукции — от одежды, обуви и аксессуаров и звукозаписывающей аппаратуры до ядерных реакторов, от оптоэлектроники Carl Zeiss и ламп Osram до продукции металлообработчика Berkenhoff.

Возникает резонный вопрос, останется ли вне правового поля ввоз групп товаров и брендов, которые не вошли в этот перечень. Скорее всего, да. И по закону нарушение правил ввоза таких товаров должно преследоваться. Согласно п. 4 ст. 1515 ГК РФ, за нелегальное использование товарного знака производитель имеет право потребовать убрать из общего доступа информацию о бренде и потребовать компенсацию от 10 тыс. до 5 млн рублей.

На практике же серый импорт таких групп и брендов применяется давно, например в области закупок определенных реагентов для медицинских лабораторий. То есть условная Zara может потребовать такую компенсацию у российского продавца одежды этого бренда на маркетплейсе, если обратится в суд. Скорее всего, российские суды примут сторону компаний из РФ. Но на практике такие процессы будут единичными. Да и в условиях кризиса ради прибыли популярные компании будут молчать, взвинчивая поставки в Казахстан или Турцию. Репутация при этом не пострадает. Но это если речь о небольших поставках. Вопросы вызовет взрыв заказов на сложные товары, электрооборудование — очевидно, что закупка проводится для России, и тут каждый бренд будет решать, нужно ему это или нет.

Второй момент заключается в том, действительно ли так просто ввезти в Россию товар, который входит в перечень разрешенных. Какие могут быть проблемы?

Во-первых, очевидно, что партии будут завозить нецентрализованно, закупать придется дробно, возможно, у разных дилеров. Это связано не только с риском подозрений, но и с наличием продукции на складе поставщика. Соответственно, вырастет нагрузка на специалистов по закупке и логистов.

Во-вторых, далеко не факт, что техника будет ровно такой же, возможны нюансы — например, вилки с тремя штырьками. Чтобы использовать такую технику, нужно либо покупать специальный переходник, либо изменять конструкцию шнура. А это уже не попадает под гарантию, которую обязан предоставить продавец. Другой пример — клавиатура на ноутбуке, который изначально планировалось реализовать в Германии, будет отличаться от привычной русско-английской. Проблема решается покупкой наклеек на основные клавиши, но к strg вместо ctrl придется привыкать. Кроме того, техника, которая подключается к интернету, может превратиться в кусок металла и пластика, если, например, производитель запретил ее использование на территории России. Это также стоит учесть при выборе бренда для налаживания параллельного импорта.

В-третьих, документальное сопровождение. Параллельный импорт предполагает соблюдение всех таможенных процедур, пусть и ускоренных. В том числе нужно получить регистрационный номер партии товара для системы прослеживания товаров, например для холодильников и морозильных камер. Полный список таких товаров — в постановлении правительства от 01.07.2021 №1110. Процедура оформления РНПТ (регистрационный номер партии товара) для импорта из стран ЕАЭС и не-ЕАЭС отличается.

Вся техника должна иметь сертификаты соответствия. Прекрасно, если такой документ уже есть у зарубежного дилера, который поставил технику. А если нет, сертификат придется оформлять импортеру. Для одной-двух позиций это сделать несложно, а вот сертифицировать сотни моделей уже затруднительно и дорого. Следовательно, предполагаю, что уменьшится модельный ряд поставляемой техники. Кроме того, все устройства должны сопровождаться документацией и инструкцией на русском языке, а это дополнительные расходы по переводу для ритейлера или оптового поставщика.

Еще стоит упомянуть о предоставлении гарантии — это право потребителя, которое закреплено в законе. Ранее гарантию давал производитель, обычно через свои дилерские центры и официальные представительства. Теперь эта обязанность целиком переходит к продавцу. Следовательно, ритейлеры закупают в рамках параллельного импорта не только готовую продукцию, но и запчасти. Это дополнительная нагрузка — как финансовая, так и кадровая: нужен технический отдел обслуживания и ремонта, если до сих пор его не было. Допустим, если по гарантии отправляли бракованный товар официальному представителю. Как уже было сказано, закупка больших партий в том же Узбекистане будет затруднительна, рынок просто не приспособлен для заказов нужных России объемов.

Все эти положения складываются в не совсем благоприятную картину. Растут издержки на закупку самого товара, логистику, которая включает больше звеньев, чем раньше. Увеличивается срок доставки. Таким образом, параллельный импорт оказывается не таким уж и удобным. А тут в очередь выстроились производители неизвестных в России брендов из Китая и Индии. Скорее всего, потребитель переключится на них, в том числе из-за разницы в цене. Особенно это касается автомобилей.

В развитии торговли с Китаем таится и опасность: как бы вместо поддержки импортозамещения и развития предпринимательства не получить рынок, наводненный низкокачественной азиатской продукцией.

Вместе с параллельным импортом снова разовьется торговля иностранными товарами, полученными в обход сертификационных и таможенных процедур, — контрабанда. Скорее всего, на эти вещи будет спрос на фоне снижающихся реальных доходов населения.

Подчеркну, описанный вывод относится только к готовым товарам широкого потребления. Что касается комплектующих, сырья и высокотехнологичной продукции, которая используется в производстве, тут бизнес все-таки будет стремиться купить оригинальные детали, ведь не очень качественные аналоги могут повредить дорогостоящее оборудование, ремонтировать и обслуживать которое будет затруднительно.

Автор — председатель комитета Московской торгово-промышленной палаты по налоговой политике и аудиту, генеральный директор ГК «ЮРКОМКомпани»

Позиция редакции может не совпадать с мнением автора

Читайте также
Реклама
Прямой эфир