Что такое рецессия? Этот термин понимается в разных странах по-разному, но, как правило, основным признаком рецессии считается непрерывное падение ВВП в течение шести месяцев подряд. По крайней мере, таким критерием рецессии руководствуется Международный валютный фонд, согласно оценкам которого, за неполных три десятилетия XXI века мир погружался в рецессию уже дважды — в 2008–2009 годах и в 2020-м. Напомню, что по итогам 2009 года МВФ оценил падение мирового ВВП на 2,2%. А по итогам 2020-го из-за пандемии коронавируса мировой ВВП упал на 4,3%. Признаками экономической рецессии в отдельных странах могут быть не только спад деловой активности, но также существенный рост инфляции и безработицы, обесценение национальных валют, проблемы с обслуживанием госдолга.
В 2022 году в ряде стран и географических регионов наблюдается спад или существенное замедление темпов роста ВВП, а также резкий рост цен на энергоресурсы и потребительские товары. Можно ли на основе этого сделать вывод, что мировая экономика погружается в рецессию? Или подобные экономические проблемы имеются только у отдельных регионов и стран?
В Соединенных Штатах формальные признаки рецессии, на первый взгляд, уже соблюдены: американский ВВП падает два квартала подряд, резко растет инфляция. Однако во II квартале темпы снижения ВВП США замедлились до 0,6%, а годовая инфляция в июле затормозилась на уровне в 8,5% по сравнению с достигнутым пиком в июне в 9,1%. После того как ФРС в июне резко подняла процентные ставки сразу на 0,75 п.п. рост инфляции в июле удалось хотя бы немного сдержать. Кроме того, в июле в Америке начала снижаться стоимость бензина, после того как граждане из-за заоблачных цен на топливо стали переходить в режим жесткой экономии и продавать автомобили.
Да и такие индикаторы, которые традиционно указывали на начало экономических кризисов в США и во всем мире, пока не дают о себе знать. Не наблюдается ситуации, когда доходности краткосрочных облигаций превышают доходность долгосрочных, хотя в теории всё должно быть наоборот, а такая ситуация не один раз возникала накануне серьезных экономических кризисов или проблем с потолком госдолга в США. Да и роста безработицы там пока не наблюдается. Поэтому о начале рецессии в Америке говорить пока рано, более того, в III квартале не исключено возвращение экономики Штатов к росту.
Мировые рынки опасаются рецессии в другой крупнейшей экономике мира — Китае. Но у КНР свой собственный путь развития, и критерии рецессии в этой стране с миллиардным населением совсем другие. Отрицательного ВВП в республике по итогам года не было с 1968-го, тем не менее рост экономики Китая по итогам какого-либо года ниже 5% может вызвать социальные проблемы и привести к нестабильности. II квартал 2022-го для КНР оказался сложным, квартальный рост ВВП по сравнению с аналогичным периодом 2021 года составил только 0,4%, а вот инфляция в июле поставила рекорд роста, достигнув 2,7%, хотя еще до пандемии коронавируса основной проблемой КНР была не инфляция, а дефляция.
Но в I квартале 2020-го ВВП КНР обвалился на 6,8% в годовом выражении, поскольку тогда вся страна пережила жесткий локдаун из-за коронавируса. Тем не менее этот спад оказался временным, и Китай вышел из «коронавирусного» кризиса с еще более сильной экономикой (в I квартале 2021 года рост ВВП превысил 18% в годовом выражении). Последствия пандемии ковида Китаю, правда, впоследствии аукнулись финансовыми проблемами в строительной отрасли, но эти сложности, вопреки негативным прогнозам, были вскоре решены.
А вот Европа в плане прогнозов будущей рецессии, если таковая начнется, выглядит слабее. Хотя в еврозоне во II квартале наблюдался рост ВВП на 4%, но он был вызван, скорее всего, эффектом низкой базы, то есть слабыми темпами увеличения ВВП в аналогичном квартале 2021-го из-за локдаунов. Вызывает опасение инфляция в еврозоне, в июле она достигла рекорда в 8,9%. В Великобритании при сравнительно неплохом росте ВВП за II квартал на 2,9% в годовом исчислении наблюдается рекордно высокая годовая инфляция, превысившая в июле 10,1%. При этом Европейский центральный банк начал повышать ставки только в июле, да и то на очень скромную величину, всего на 0,25 п.п. Энергетический кризис и рост цен на продовольствие, скорее всего, окажутся спусковыми крючками рецессии в еврозоне во втором полугодии. И это неудивительно, поскольку Евросоюз и особенно еврозона привыкли решать проблемы отдельных стран ЕС, особенно сильно закредитованных, путем печатания евро.
Перспективы евро, курс которого колеблется по отношению к доллару вокруг паритетного значения, выглядят довольно мрачными. Слабый евро при относительно низких процентных ставках в еврозоне будет означать отток капитала, например, в США, где ставки постоянно растут, или в другие страны, где проценты по депозитам выше. Как ни парадоксально, рецессия в еврозоне не приведет к рецессии в остальном мире. Доллар будет дорожать на фоне слабого евро, при этом с большой вероятностью подорожает к евро также китайский юань.
А будет ли рецессия в России? ВВП во II квартале 2022 года упал на 4%, хотя еще в I российская экономика показывала рост. По меркам западных стран, инфляция в России очень высока, но по итогам июля она замедлилась до 15%, а в середине августа дефляционные тенденции только продолжались. Курс рубля к доллару и евро, обвалившийся в начале марта из-за санкций, сейчас находится на уровнях примерно 2018 года. Процентная ставка ЦБ с апреля постоянно понижается, и 2022 год Россия может завершить с ключевой уже на уровне 7–7,5%. Инфляция, по моему прогнозу, в этом году может не превысить 15%.
Происходящие в экономике РФ непростые события, безусловно, можно назвать кризисом, но это тот самый кризис, который является не только опасностью, но и возможностью измениться к лучшему. В том числе скорректировать экономическую модель, которая ранее была ориентирована на избыточную зависимость от импорта в обрабатывающей промышленности, и найти новых клиентов по экспорту сырья.
Автор — ведущий аналитик Freedom Finance Global
Позиция редакции может не совпадать с мнением автора