Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Блинкен заявил об отсутствии данных о военных поставках Китая России
Общество
В Москве отключение отопления начнется 27 апреля
Происшествия
Один человек погиб в результате попадания снаряда в дом в Херсонской области
Культура
Главный приз «Золотой святой Георгий» ММКФ получил фильм «Стыд» Мексики и Катара
Экономика
Путин передал 100% акций «дочек» Ariston и BSH Hausgerate структуре «Газпрома»
Мир
Гуцул сообщила о попытке ее задержания и допроса в аэропорту Кишинева
Спорт
Международная федерация баскетбола продлила отстранение россиян до декабря 2024-го
Мир
ВКС РФ уничтожили два пункта базирования боевиков в Сирии
Общество
В Ростовской области задержан избивавший граждан 17-летний подросток
Спорт
FIG удалила из правил пять названных в честь российских гимнасток элементов
Спорт
Тетерин победил Манжуева в бою турнира «Бойцовского клуба РЕН ТВ»
Общество
Подносова провела заседание комиссии при президенте по вопросам назначения судей
Культура
Лучшим российским фильмом ММКФ стала картина «Лгунья» режиссера Трофимовой
Мир
На Тайване произошло землетрясение магнитудой 6,1
Мир
Минимум 10 человек погибли в результате пожара в гостинице в Бразилии
Общество
Фигурант дела о взятке замминистра обороны Иванову Бородин обжаловал арест

Тон ультиматума

Политолог Денис Денисов — о том, как Сербию подталкивают к признанию Косово
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Мало кто в мире представляет, где находится сербский край Косово и Метохия (в переводе означает «земля черных дроздов и церковных наделов», и закономерно, что самопровозглашенные власти всегда опускают вторую часть исторического названия). Этот край при активной, в том числе военной, поддержке западных стран в 2008 году провозгласил свою независимость.

Но для сербов и Сербии Косово и Метохия — это один из важнейших символов и образов их истории, идентичности и самосознания. Это колыбель сербской государственности и духовности, поскольку именно на этой территории в 1389 году произошла Косовская битва — поворотный момент в экспансии Османской империи вглубь Европы. Несмотря на поражение, для сербов она стала великим символом жертвенности и стойкости, породив огромный цикл преданий, легенд, песен, легших в основу борьбы народа за свою независимость. Косовская битва для сербов сопоставима по значимости с битвой на Куликовом поле для русских.

Также Косово и Метохия остается колыбелью сербской духовности — Печская Патриархия, Высокие Дечаны, Грачаница и множество других монастырей и церквей считаются православными жемчужинами для верующих людей. По подсчетам сербского министерства по делам Косово и Метохии, начиная с 1999 года, было уничтожено, повреждено и осквернено около 150 церквей и монастырей. Кроме того, по приблизительным данным, уничтожено и украдено более 10 тыс. икон, произведений церковного искусства и предметов богослужебной утвари.

Это стало результатом вторжения Североатлантического альянса. В марте 1999 года НАТО совершило агрессию против Союзной республики Югославия (нападение произошло в нарушение резолюций ООН и не было санкционировано Совбезом), после чего край Косово и Метохия остается незаживающей раной для сербского народа.

Системная сецессия Косово и Метохии началась сразу после завершения военной операции НАТО и привела к одностороннему провозглашению независимости края албанскими властями в 2008 году. Хотя они зачастую себя именуют косоварами, а не албанцами, это, по сути, не более чем политическая уловка, предназначенная для обоснования своего права на независимость. В самой Албании эту территорию и ее население воспринимают как своих «младших братьев», при удачной конъюнктуре объединение этих субъектов станет логичным завершением геополитической акции Запада.

Ошибочно думать, что сербский народ отказался от Косово и Метохии. Такое общественное восприятие навязывается, в первую очередь, прозападными СМИ и той частью политической элиты в Сербии, которая находится в кильватере западных интересов. Почти все опросы общественного мнения показывают, что убедительное большинство сербов против отказа от края. К примеру, в июле текущего года 82% респондентов отметили, что они не хотят вступления в ЕС, если условием для этого станет признание независимости Косово.

Но, как в 2008-м, так и в 2022 году у Белграда нет реальных механизмов и инструментов противостоять нарастающей албанизации своего региона. С 2008-го все руководители страны последовательно в публичной плоскости выступали с лозунгами о сербской принадлежности Косово и Метохии, но в практическом плане системно сдавали свои позиции, уступая под давлением стран Запада требованиям сепаратистов.

При этом следует учитывать важный факт: любой сербский политик, выступающий за отделение региона (хоть и с большими бонусами для Сербии) моментально окажется на «задворках истории» или будет уничтожен своими же согражданами, потому что Косово и Метохия для подавляющего большинства сербов — это святыня.

Месяц назад власти самопровозглашенного Косово заявили о дальнейших шагах по дискриминации сербского меньшинства, а именно об ограничениях, связанных с использованием сербских документов и номерных знаков. По сути, это была очередная провокация, направленная на легитимизацию самопровозглашенного государства.

Откровенным издевательством в отношении сербов стали предложения руководителя сепаратистского образования Альбина Курти, которые он представил для обсуждения сербской стороне 26 августа. а) Сербия признает номерные знаки сепаратистов и поддерживает их внедрение в северных районах; б) Белград в полном объеме признает документы сепаратистского образования; в) Сербия признает сепаратистское название своего края — «Косово»; г) Белград поддерживает косовскую кандидатуру на пост генерального секретаря регионального Совета сотрудничества — структуры, создание которой лоббирует Евросоюз для нормализации обстановки на Балканах; д) Косово будет приглашено на следующую встречу «Открытых Балкан» (речь идет, по сути, о зоне, аналогичной Шенгену, Сербия блокирует процесс присоединения к нему Приштины); е) Косово и Сербия вместе с остальными странами западно-балканской шестерки (Албания, БиГ, Северная Македония, Черногория) готовят совместную инициативу в отношении Евросоюза с целью подписания Соглашения об их присоединении к единому рынку ЕС; ж) Косово и Сербия вместе со странами Квинты (Великобритания, Германия, Италия, США, Франция) работают над созданием «пакета безопасности»; з) создание комплексного плана энергетической безопасности региона Западных Балкан с участием Косово.

После прочтения этого фактически ультиматума со стороны сепаратистского режима возникает ассоциация с аналогичным требованием Австро-Венгрии после убийства эрцгерцога Фердинанда. Тем не менее новой войны на Балканах не будет. Уже на следующий день президент Сербии Александр Вучич дал свой «ответ Чемберлену», сущность которого сводилась к отмене гей-парада в Белграде.

Затем еще через несколько часов появилась куда более удручающая новость: по результатам переговоров между Сербией и Косово при посредничестве ЕС было принято соглашение о возможности использовать документы самопровозглашенного Косово для въезда в Сербию. В свою очередь, с сербским удостоверением личности можно будет попасть в Косово.

Разница только в том, что Сербия — признанное международным сообществом государство, а Косово — сепаратистский регион. Надо признать, что таким соглашением Приштина при поддержке коллективного Запада еще более приблизилась к легитимации со стороны Белграда. Принцип представителей Косово и их союзников достаточно прост — во взаимоотношениях с Сербией требовать соблюдения взаимности во всех вопросах, что означает де-факто признание независимости края.

Подводя итог, можно сказать следующее: во-первых, очевидно, что косовский ультиматум писали не в Приштине, а, скорее всего, за океаном. Во-вторых, пока на территории самопровозглашенного образования находится военная база Camp Bondsteel, попытка Сербии силовым путем разрешить проблему выглядит невероятной. Кроме того, нынешняя ситуация — это логический результат политики руководства Сербии (пресловутая многовекторность и постоянные уступки даже в принципиальных для страны вопросах). В-четвертых, это реакция на отношение сербов к СВО. Ведь Сербия, по сути, единственная страна в Европе, население (но не элиты) которой в подавляющем большинстве поддерживает Россию. В последнюю очередь, это еще одно напоминание Белграду о возможном повторении сценария 1999 года.

Автор — директор Института миротворческих инициатив и конфликтологии, доцент Финансового университета при правительстве РФ

Позиция редакции может не совпадать с мнением автора

Прямой эфир