Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Политика
Александр Нуризаде стал новым послом России в Хорватии
Мир
Полиция назвала одной из причин пожара на заводе Diehl поджог по неосторожности
Мир
В ООН обвинили Израиль в нарушении международных норм по эвакуации в секторе Газа
Мир
Экс-нападающего ЦСКА Жо арестовали в Бразилии за неуплату алиментов
Общество
В Херсонской области задержали завербованного Киевом сотрудника МЧС РФ
Мир
Мирзиёев примет участие в праздничных мероприятиях ко Дню Победы в Москве
Мир
В Финляндии допустили открытие границы с РФ после принятия закона о беженцах
Мир
Активистка в Германии обратилась в суд из-за запрета георгиевских лент
Мир
Регулятор США начал расследование по вопросу проверок Boeing 787 Dreamliner
Общество
Число рейсов «Аэрофлота» из Москвы в Сочи вырастет почти на четверть летом
Мир
Джон Суинни возглавил правительство Шотландии
Мир
СМИ сообщили об обстреле ХАМАС израильских военных ракетами малой дальности
Политика
Путин поручил вывести РФ на четвертое место в мире по объему ВВП
Мир
Экс-советник Пентагона заявил о росте числа сдающихся в плен военных ВСУ
Мир
Фракция АдГ в Гамбурге исключила депутата Петерсен после поездки в РФ
Происшествия
Пожар площадью 1 тыс. кв. м разгорелся на складе в Белгородской области
Интернет и технологии
Apple представила новые планшеты iPad Air и iPad Pro

Воевать нельзя договориться

Балканист Олег Бондаренко — почему ситуация вокруг Косово может перерасти в новый конфликт
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Сербия не допустит погромов и бегства косовских сербов по образцу произошедшей в августе 1995 года в Хорватии операции «Буря» — пожалуй, это был главный посыл воскресного обращения президента страны Александра Вучича к нации. На прошлой неделе, 18 августа, состоялась встреча сербского лидера с «премьер-министром» самопровозглашенной Республики Косово Альбином Курти. Встреча была организована Брюсселем в надежде на достижение компромисса между Белградом и Приштиной по вопросу пересечения административной границы косовскими сербами с 1 сентября.

Дело в том, что объявленное еще 1 августа изменение правил в части невозможности въезда-выезда на машинах с сербскими автомобильными номерами и по сербским документам поставило регион на грань нового военного конфликта. В отличие от прошлогоднего обострения быстрота применения оружия косовским «спецназом» и количество раненых среди сербов уже вечером 31 июля свидетельствовало о серьезности начала эскалации. Последовавшая за тем срочная встреча посла США с руководством непризнанной Белградом республики позволила отложить введение новых правил на месяц. Но пока никто не смог даже близко подойти к решению проблемы.

Результатом брюссельского саммита стало продолжение военных учений всех родов войск армии Сербии на юге страны, встреча Вучича с лидерами косовских сербов и воскресное обращение. В нем президент честно рассказал про немыслимые по своей наглости требования, выдвигаемые Приштиной. Это, в частности, взаимное признание и допущение Приштины во все международные организации. Такие, например, как Интерпол, что будет означать автоматическую подачу в международный розыск огромного количества офицеров и генералов сербской армии, сражавшихся за Косово в составе Сербии. Понятное дело, Белград не может допустить этого в принципе.

Затем — «решение проблемы пропавших без вести» и «решение проблемы изнасилованных особ» — последнее особенно возмутило Вучича. Что это значит? Здесь речь идет о требовании косоваров к сербам просто забыть про всех невинно замученных, изнасилованных и убитых сербских жителей Косово — что немыслимо, поскольку речь идет о десятках тысяч подобных случаев. Далее следует «решение проблемы перемещенных лиц, беженцев» — то есть, говоря напрямую, требование к сербам отказаться от любых попыток возвращения в свои незаконно отнятые дома. В продолжение этого — «возмещение ущерба, нанесенного Косово боевыми действиями» и «решение проблемы уничтоженной госсобственности и возвращение культурно-исторических артефактов, вывезенных Сербией из Косово». При этом, правда, не уточняется, какому государству принадлежала эта собственность и культурно-историческое артефакты. А ведь ответ всем известен — возвращать и возмещать надо будет исключительно Сербии как наследнице Югославии. Но об этом косовские власти как будто не знают.

Наконец, особо интересный факт — включение в договор пункта про «обеспечение равных прав для албанцев Прешевской долины». Здесь уже Приштина откровенно претендует на то, чтобы забрать себе еще и кусок территории в составе трех албанонаселенных общин южной Сербии — Прешево, Буяновац и Медведжа, непосредственно примыкающих к косовской административной границе. Несколько лет назад, когда в высоких балканских кабинетах обсуждался план разграничения Косово, действительно шла речь о теоретической возможности передачи административного управления над двумя албанскими общинами юга Сербии (Прешево и Буяновац) Приштине в обмен на возвращение под контроль Белграда трех населенных сербами общин севера Косово (Лепосавич, Зубин Поток, Звечан). Но тогда косовары в категорической форме отказались от любых компромиссов. Зато сейчас решили вспомнить про албанцев из Прешево.

Последнее и, пожалуй, самое наглое требование Приштины, озвученное в обращении к нации президентом Вучичем, это «повторное рассмотрение ранее подписанных соглашений». Здесь даже у албанофильски настроенных евробюрократов зашевелились волосы — как такое вообще возможно? А легко — дело в том, что Приштина категорически отказывается выполнять краеугольный камень предыдущих брюссельских соглашений 2013 года о создании на территории севера Косово Союза сербских муниципалитетов. И если раньше косовары кормили «завтраками», то теперь они заняли более жесткую позицию — мол, предыдущее соглашение было заключено «криминальным правительством Хашима Тачи», которое нынешний «премьер-министр» Косово Альбин Курти не признает. Наглость — точка.

Последнее, чего хочет Александр Вучич, — это новой войны в Косово на фоне самого большого за всю современную историю экономического роста страны — уже третий год первого по темпам ВВП в Европе. Но создается устойчивое впечатление, что его прямо втягивают в новый конфликт, не оставляя ни единого шанса решить вопрос миром. В этой ситуации 1 сентября на Балканах будет, скорее, жарким.

Автор — директор Фонда прогрессивной политики, главный редактор портала «Балканист.ру»

Позиция редакции может не совпадать с мнением автора

Прямой эфир