Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
СМИ РФ направили обращения гендиректору ЮНЕСКО о замалчивании преступлений Киева
Армия
ВСУ за сутки потеряли более 150 военных на курском направлении
Экономика
Госдума утвердила федеральный бюджет на 2025-2027 годы
Мир
Ковальчук заявил об обязанности Запада платить РФ за поглощающие углекислый газ леса
Авто
В России произошло 315 ДТП за минувшие сутки
Армия
Российские войска освободили населенный пункт Дальнее в ДНР
Происшествия
В Чебоксарах подросток ходил с ножом по школе и угрожал окружающим
Наука и техника
Алиханов сообщил о планах провести полеты импортозамещенного МС-21 весной
Мир
В США заявили о неспособности ракет ATACMS обеспечить Киеву победу
Мир
Молдавские правоохранители начали обыски в доме замглавы Гагаузии
Политика
Путин по телефону обсудил с премьером Ирака ситуацию на Ближнем Востоке
Общество
Синоптик спрогнозировал пятибалльный шторм в Москве 21 ноября
Общество
В ГД приняли обращение к правительству по вопросу незаконной миграции
Авто
Самозанятых таксистов могут освободить от медосмотров
Авто
Автомобили Exlantix получат систему управления со смартфона
Мир
Глава ЕК фон дер Ляйен спасла жизнь человеку на борту самолета
Происшествия
В Горловке в результате обстрела ВСУ пострадали 12 жителей, включая главу района
Армия
Военные РФ уничтожили понтонную переправу ВСУ через реку Северный Донец

30-летний бег на месте

Проректор Дипакадемии МИД РФ Олег Карпович и ведущий научный сотрудник ИАМП Дипломатической академии МИД России Антон Гришанов — об отмирании старых форматов сотрудничества РФ и Запада и зарождении новых
0
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

В политическом плане 2022 год богат на знаковые юбилейные даты. Увы, многие из них в текущих условиях приобрели печальный оттенок. Например, недавняя четвертьвековая годовщина Основополагающего акта Россия – НАТО «отмечалась» на фоне повсеместной констатации окончательного краха попыток Москвы и Североатлантического альянса наладить диалог. Нельзя назвать позитивным и контекст, в котором исполняется 30 лет прорывному, как когда-то казалось, Хельсинкскому саммиту Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, ставшему важной вехой на пути к возникновению на его базе полноценной Организации.

А ведь тогда, в июле 1992 года, государства — участники саммита были преисполнены оптимизма, которым пропитана и его декларация — «Вызов времени перемен». В ней, помимо прочего, подчеркивалась «центральная роль СБСЕ в содействии процессу перемен в нашем регионе и управлении этим процессом». Создавалось ощущение, что на фоне падения железного занавеса отказавшиеся от наследия прошлого страны Европы и Евразии, а также примкнувшие к ним США и Канада смогут — по крайней мере, в своих границах — обеспечить стабильное бесконфликтное развитие и заживление старых геополитических ран. Эти прекраснодушные мечтания, однако, так и не выдержали испытания временем.

Сегодняшняя ОБСЕ — формально единственная на евро-атлантическом пространстве международная структура, объединяющая Россию и так называемый коллективный Запад. Теоретически, именно у нее есть самый существенный потенциал для того, чтобы стать площадкой диалога между двумя сторонами новой холодной войны и поиска неких компромиссных выходов из тупика. За исключением ООН, все остальные каналы конструктивного обмена мнениями, будь то Совет Россия – НАТО или Совет Европы, канули в Лету — де-факто или даже де-юре. Но наши бывшие западные партнеры явно не стремятся воспользоваться шансом хотя бы попытаться активизировать данный институт для прекращения украинского кризиса. Наоборот, делается всё для того, чтобы и этот формат окончательно выхолостить, сделав взаимодействие на базе организации бессмысленным.

Причем методы используются самые примитивные. Так, в мае делегации Общественной палаты России отказали в участии во втором Дополнительном совещании в области человеческого измерения в Вене. А на днях пришла новость о том, что российским депутатам и сенаторам банально не выдали виз для посещения юбилейной сессии Парламентской ассамблеи ОБСЕ в Лондоне. Такое поведение возмутительно, но закономерно. Еще на заре кризиса американский представитель в организации, близкий соратник президента США Майкл Карпентер, известный своими откровенно русофобскими взглядами, открыто обозначил курс на превращение структур ОБСЕ в пространство для шельмования России и Белоруссии. На тех мероприятиях, где российские представители всё же получают возможность присутствовать, соответствующие вашингтонские установки дисциплинированно воплощаются в жизнь. Возникает впечатление, что Москву буквально подталкивают к громкому демаршу и добровольному выходу из Хельсинкского процесса, у истоков которого она стояла полвека назад.

Стоит ли держаться за членство в ОБСЕ? На первый взгляд может показаться, что она действительно стала рудиментом и уже отжила свое. Урегулирование региональных конфликтов, которое изначально было основной миссией организации, оказалось провалено буквально по всем направлениям. За минувшие с момента окончания холодной войны 30 лет ни один кризис в Европе не был предотвращен или остановлен при ее деятельном участии. На Балканах с подачи Вашингтона и Брюсселя уже в 1990-е годы возобладало «право сильного», а на постсоветском пространстве основные конфликты были банально заморожены, пока не начали поочередно переходить в горячую фазу. При этом ОБСЕ по инерции продолжала привлекаться к переговорному и мониторинговому процессу — при заключении, например, Минских соглашений ей отводилась крайне значимая роль, — но результат раз за разом оказывался всё более плачевным. Не сумела организация и проявить себя в сбережении системы договоров по контролю над стратегическими вооружениями, коллапс которой предвосхитил окончательное обрушение фундамента европейской безопасности.

Всю деятельность ОБСЕ в публичном пространстве западные страны пытались свести либо к бюрократической возне, недавно на время даже оставившей ее без руководства, либо к заполнению повестки дня правочеловеческой тематикой. При этом даже работа в рамках так называемой третьей корзины (человеческое измерение) в основном строилась по принципу «все государства-члены равны, но некоторые равнее других». Подавляющее большинство претензий адресовалось России и ее союзникам, тогда как проблемы в других странах (даже в Прибалтике, где поначалу ОБСЕ уделяла некоторое внимание правам русскоязычного населения) банально игнорировались. Сначала через БДИПЧ и Парламентскую ассамблею, а затем и по линии других институтов западные представители начали небезуспешно трансформировать организацию в некий аналог Совета Европы. Неудивительно, что в тот момент, когда у ОБСЕ, казалось бы, появился исторический шанс оправдать свое существование — в январе 2022 года, после направления в адрес США и НАТО российских предложений по гарантиям безопасности, диалог на этой площадке вышел наименее субстантивным и осмысленным. Карета, что называется, окончательно превратилась в тыкву.

При всем этом ОБСЕ, как представляется, рано окончательно списывать со счетов. Во-первых, опыт членства нашей страны в данной организации крайне важен в контексте реформирования уже не региональной, а глобальной системы международных отношений. То же пресловутое «общее пространство от Лиссабона до Владивостока» — не изолированная вещь в себе, как это могло показаться 30 лет назад подписантам декларации «Вызов времени перемен». Поддержание безопасности на этой территории немыслимо без обеспечения мирного и гармоничного развития в граничащих с ней регионах, в диапазоне от Ближнего Востока и Африки до АТР и Латинской Америки. И во-вторых, присутствие России в ОБСЕ можно продолжить в выжидательном режиме, с надеждой на приход к власти в западных странах более прагматичных политиков, которым понадобится проверенная площадка для возобновления контактов с Москвой.

Так или иначе, но с годами европейским странам и их американскому «старшему брату» придется вернуться к обсуждению архитектуры региональной безопасности, от которого они столь долго в ущерб себе отказывались. Даже если речь пойдет о неких новых формах работы, начинать этот диалог с нуля будет намного сложнее, нежели использовать для его запуска наработки, возникшие за долгие годы Хельсинкского процесса. В конце концов, и ООН создавалась не на ровном месте, а на фундаменте провалившейся Лиги наций. Главное только, чтобы на пути к рождению ОБСЕ-2 ее будущим участникам не пришлось пройти через столь же трагичные и драматичные события.

Авторы - Проректор и ведущий научный сотрудник Дипакадемии МИД РФ Олег Карпович и ведущий научный сотрудник ИАМП Дипломатической академии МИД России Антон Гришанов

Позиция редакции может не совпадать с мнением авторов

Читайте также
Прямой эфир