Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
Экс-депутата думы Курской области Васильева отправили в тюрьму по делу о хищении
Мир
Рябков назвал рождественскую речь Зеленского проявлением неадекватности
Авто
Только четыре автомарки в России выполнили 80% от плана продаж на 2025 год
Мир
Axios узнал дату и место встречи Трампа и Зеленского
Армия
Армия России за сутки освободила Косовцево в Запорожской области
Мир
Япония утвердила проект бюджета с рекордным финансированием обороны на 2026 год
Мир
На Украине предложили законодательно ограничить использование русского языка
Мир
В Китае открыли самый длинный в мире тоннель протяженностью более 22 км
Общество
Дегтярев, Патрушев и Любимова приняли участие в акции «Елка желаний»
Экономика
В ЦБ сообщили об обсуждении подходов к разработке новой банкноты в 500 рублей
Армия
Силы ПВО уничтожили 77 БПЛА над регионами России за ночь
Экономика
«Гознак» создаст новые элементы защиты для российских банкнот
Мир
В Белоруссии указали на подготовку Запада к боевым действиям
Авто
Санкт-Петербургский завод БАЗ запустил серийное производство грузовиков
Общество
В Кремле прокомментировали увеличение военных расходов Японии на 2026 год
Мир
У берегов острова Хоккайдо произошло землетрясение магнитудой 5,6
Спорт
Олимпийский чемпион отреагировал на призыв Шевченко отстранить от ОИ союзников РФ
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Российские авиакомпании готовятся перейти на российскую систему бронирования билетов Leonardo. Перевозчики группы «Аэрофлот» могут подключиться к ней уже в этом году, с ними начаты закупочные процедуры, сообщил источник «Известий» в одной из госструктур. С другими авиакомпаниями ведется предконтрактная работа. Правительство еще в 2019 году обязало локализовать системы бронирования, но сроки перехода затянулись. Сейчас при отсутствии почти всех международных и код-шеринговых рейсов и связей с глобальными альянсами переход можно совершить быстрее, считают эксперты. Правда, при возврате на международные рынки перевозчики могут столкнуться с проблемами.

Тест дан

Российские авиакомпании готовятся перейти на отечественную систему бронирования авиабилетов Leonardo, разработанную «Сирена-Трэвел» (аффилирована с госкорпорацией «Ростех»). В «Аэрофлоте» и «Победе» уже начаты необходимые закупочные процедуры, сказал источник, близкий к группе. «Россия» партнерствует с «Сиреной» уже несколько лет и хранит в их системе свои чартерные рейсы.

— Исходя из текущей ситуации в отрасли с группой «Аэрофлот», определены сроки перехода — в текущем году. При этом ряд функций, связанных с вхождением компаний в международные альянсы, сейчас утратил свое коммерческое значение из-за практически полного отсутствия международных рейсов, что позволит отложить работу по этому функционалу на поздние сроки, если такая необходимость возникнет, — сообщил один из собеседников «Известий».

С другими российскими авиакомпаниями также идет предконтрактная работа, добавил он.

В пресс-службе «Ростеха» сообщили, что компания «РТ-Транском» (структура госкорпорации) будет участвовать во всех открытых тендерах и процедурах перевозчиков. «РТ-Транском» создана специально для эксплуатации на территории РФ единой системы взаиморасчетов, формирования в стране защищенного дата-центра и переноса данных ведущих российских авиакомпаний с импортного на отечественное ПО, об этом уже писали «Известия».

уральские
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Павел Волков

В пресс-службе «Аэрофлота» отказались от комментариев, в «Победе» и S7 их не предоставили к моменту публикации.

Представитель «Уральских авиалиний» подтвердил, что компания приняла решение перейти на систему Leonardo (сейчас использует испанскую Amadeus).

— Но договор пока не подписан, находимся в процессе согласования, — сообщила представитель перевозчика Вера Гасникова. — Переход будет осуществлен в сроки, утвержденные постановлением правительства № 955, то есть до 30 октября 2022 года.

В пресс-службе Amadeus сообщили «Известиям», что продолжают работать с российскими клиентами «при условии, что это соответствует действующим правилам, включая санкции». «Известия» также направили запрос в пресс-службу Sabre.

Справка «Известий»

Бронирование авиакомпаний состоит из инвенторных систем (баз данных и серверов) и глобальных дистрибутивных систем (GDS). Инвентарная система — ключевой IT-продукт для реализации авиабилетов. Крупнейшие компании сейчас пользуются иностранными системами: «Аэрофлот» и «Россия» — американской Sabre, «Победа» — Navitaire, «Уральские авиалинии» и S7 Airlines — испанской Amadeus (ей принадлежит Navitaire). К российской Leonardo подключено более 50 авиакомпаний, но ее инвентарной системой пользуется только Utair. В России есть и вторая система бронирования — ТАИС или ОРС (ею пользуется «Азимут»).

Медленное зажигание

Правительство обязало авиакомпании еще в 2019 году локализовать в России системы бронирования, выпустив постановление № 955. Иностранные провайдеры тогда начали активно искать решения для локализации своих продуктов. В 2019 году Sabre учредила для этого совместное предприятие с российской «Интегро текнолоджиз», но о его деятельности ничего не известно. В прошлом году бывший гендиректор «Аэрофлота» Михаил Полубояринов сообщал, что локализовать систему планируется до октября того же года. Но этого так и не произошло, официальных объяснений не было.

пассажиры
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Александр Полегенько

Amadeus хотела локализовать свои IT-продукты в партнерстве с российским оператором связи МТС, используя его облачные решения, рассказывала «Ведомостям» в мае 2021 года директор по работе с авиакомпаниями России и СНГ Светлана Малюк. По данным источника в компании, этот проект пока приостановлен на фоне санкций.

3 марта в ответ на спецоперацию России на Украине Sabre объявила о расторжении дистрибьюторского соглашения с «Аэрофлотом» и удалила данные о его рейсах из своей GDS. Но это не затронуло инвенторную систему, провайдером которой также является Sabre — ее отключение означало бы полную остановку полетов. В инвенторной системе хранятся данные о рейсах, тарифах и провозных емкостях, туда же и обращаются дистрибутивные системы при бронировании билетов пассажирами и агентами.

Тогда же, в марте, «РТ-Транском» разработала и протестировала резервную систему бронирования (на базе Leonardo), сообщил источник в «Ростехе». Он уточнил, что резерв обладает таким же функционалом, как и ее базовая версия, а статус резервной подразумевает, что переход на нее возможен в экстренном режиме и не на коммерческой основе, если это потребуется в моменте для обеспечения стабильной работы отрасли.

В «Ростехе» подтвердили проведение тестов в марте.

— Конкретных участников тестирования называть преждевременно. В настоящий момент [в Leonardo] загружены расписания и тарифы, резерв готов к режиму экстренного перехода в сжатые сроки (до 24 часов), — сообщили в пресс-службе корпорации.

Там добавили, что при таком переходе возможна временная потеря ряда второстепенных функций — частично. Например, обмены и возвраты билетов из числа уже проданных в зарубежных системах могут временно производится в ручном режиме силами персонала авиакомпаний. При этом все сервисы по продаже, электронной коммерции, обслуживанию и регистрации пассажиров в аэропортах будут бесшовно работать в резервной системе, отметили в госкорпорации. Такой подход — стандартная практика при смене хоста авиакомпании, сказали там.

В «Уральских авиалиниях» сообщили, что тест был проведен на рейсах «Аэрофлота».

аэрофлот
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Дмитрий Коротаев

Возможны сбои

Для потенциального перехода в новую инвенторную систему сейчас, возможно, самый правильный момент: международных рейсов мало, код-шеринговых рейсов, в частности с партнерами по альянсу SkyTeam (в него входит «Аэрофлот»), практически нет, говорит независимый авиаэксперт, бывший вице-президент SITA в РФ Дмитрий Краснов. Кроме того, в действующих системах на данный момент заведено намного меньше пассажирских бронирований, чем обычно, что упрощает процесс миграции с технической стороны, уточнил эксперт. Но подобного рода переходы всегда могут сопровождаться различными сбоями.

— В прежней практике были прецеденты со сбоями в системах продаж, проблемы при регистрации пассажиров или правильного расчета тарифов. «Аэрофлот», например, хранит данные о тарифах в американской системе ATPCO, — заметил эксперт.

С другой стороны, у перевозчиков сейчас и так множество проблем из-за отключения иностранных провайдеров IT-продуктов на фоне санкций, продолжил Дмитрий Краснов. Не работает множество привычных систем: например, оперативная связь «борт-земля» ACARS, которая в автоматическом режиме передает данные с борта на наземную станцию и обратно, существуют проблемы с созданием полетных планов.

Но основные сложности в случае замены инвенторной системы возникнут, когда «Аэрофлот» и другие перевозчики будут возвращаться на международные рынки и им потребуется полноценная работа с интерлайнами (совместными рейсами), с альянсами. Но насколько это будет актуально для российской авиации в ближайшие годы, неизвестно, заключил эксперт.

Читайте также
Прямой эфир