Психолог назвал способы мотивировать ребенка на учебу весной
Весна — один из самых сложных периодов для учебы в школе, так как у многих учеников в преддверии летних каникул падает мотивация и интерес к школьным предметам. О том, как поддерживать интерес к учебе и как в такой ситуации вести себя родителям, «Известиям» рассказал эксперт сервиса «СберУслуги» и семейный психолог Денис Коновалов.
По словам специалиста, вне зависимости от возраста детям всегда интересно чем-то заниматься: они готовы читать, играть, что-то придумывать. В вопросе мотивации скорее важна среда, в которой находится ребенок.
На мотивацию ребенка к учебе влияет множество факторов. Во-первых, важное значение имеют взаимоотношения с учителями и сверстниками. Если учитель игнорирует, кричит или отчитывает ученика, то у ребенка повышается уровень тревоги и все внутренние силы уходят на борьбу с ней. Сил и внимания на учебные вопросы у него не остается. Также если ребенок по каким-то причинам в школе чувствует себя некомфортно в общении со сверстниками, он не сможет свое внимание сфокусировать на учебных вопросах.
Немаловажную роль играют отношения с родственниками. Если ребенок становится частым свидетелем конфликтов в семье, это также может привести к пониженной мотивации. Ребенок может замкнуться и потерять вообще интерес ко всему, поясняет Коновалов.
Подача материала в школе также оказывает влияние на мотивацию ребенка. Если преподаватель скучно рассказывает какую-то тему, то он не разбудит интерес к предмету у ребенка. Однако когда преподаватель любит свой предмет, он заряжает своим интересом и учеников. Школьники не только становятся вовлечены в изучение предмета, но и видят, что означает получать удовольствие от собственного дела.
Обычно родители тревожатся или злятся, что мотивация к учебе пропадает, однако она не падает без причины. У этого может быть множество разных факторов, в том числе и внешние, например новые знакомства или изменение ситуации в семье.
«Ребенок — это корабль в море, где море — это родители и среда. От происходящего его может «покачивать», и как только родителей начинает штормить, они чрезмерно тревожатся или злятся, он изо всех сил будет стараться найти баланс», — подчеркнул специалист.
Родители часто ругают детей за низкую мотивацию, однако требования и ссоры не помогут ситуации. Кроме того, родители любят давать советы, рассказывать о важности учебы и далеких для ребенка перспективах, однако дети часто не воспринимают такую информацию, и это даже может привести к потере контакта с ребенком.
«Разговаривайте с ребенком на разные темы, не только о школе, учебе и оценках. Интересуйтесь, чем он живет, что ему интересно, чем бы он хотел заниматься. Кроме того, не бойтесь делиться с детьми своим опытом, расскажите, как вы учились в школе, что вам нравилось, а что — нет. Спокойные разговоры — самый действенный способ помочь ребенку справиться с происходящим. Узнайте у ребенка его точку зрения, послушайте и постарайтесь понять, что хочет донести до вас ребенок. Личные разговоры помогут восстановить или наладить контакт с ребенком», — заключил Коновалов.
В сентябре 2021 года заведующая кафедрой возрастной и семейной психологии Московского института психоанализа, доктор психологических наук Елена Куфтяк рассказала, что денежное поощрение детей за хорошую учебу может привести к подмене мотивации. По ее словам, мотивация к учебе — внутренняя потребность, которая может выражаться в удовлетворении любопытства, получении похвалы, удовольствия от выполнения заданий или социального статуса среди одноклассников, а деньги в этой системе — внешний стимул. Когда родители предлагают деньги, происходит подмена внутренней мотивации внешней, в центре внимания оказываются не знания, а оценка.