Вслед за восстановлением биржевых торгов ОФЗ инвесторы нацелились на старт торгов еврооблигациями российских эмитентов, в том числе и суверенными выпусками Минфина. Участники рынка ждут этого с надеждой и тревогой — от того, насколько успешным будет запуск торговли, зависит будущее всей российской финансовой системы, доверие инвесторов к нашему рынку.
Часть инвесторов и аналитиков рассчитывают, что будет решено проводить торги еврооблигациями раздельно для нерезидентов и резидентов (то, что сейчас стали именовать как офшорный и оншорный рынки). Такой подход позволит отделить внешних игроков от внутренних инвесторов.
Это предложение может иметь важное последствие: иностранные инвесторы не смогут играть на понижение или даже избавиться от своих активов, а резиденты смогут купить исключительно у внутренних продавцов. В сложившейся ситуации желающих купить может оказаться даже больше, чем кажется на первый взгляд. Разберем, почему это возможно.
Во-первых, российские держатели еврооблигаций, понимая, что вынужденных продаж иностранных игроков не будет, также могут принять для себя решение воздержаться от немедленного избавления от бумаг в первый момент начала торгов.
Во-вторых, часть средств ФНБ может быть использована и на операции на долговом рынке, а не только на покупку акций. Тем более что, выкупая госдолг или долг крупнейших системно значимых компаний российской экономики, ФНБ практически ничем не рискует. Правительство ранее уже заявляло о том, что обязательства по долгу будут исполнены в любом случае. Даже если это произойдет в рублях и по курсу ЦБ на момент выплаты, для ФНБ это практически никак не ухудшает положение.
Важно, что, приобретая еврооблигации, инвесторы покупают долларовый актив с валютной доходностью, минуя заградительную ставку на покупку валюты в 12%.
В-третьих, доходности по еврооблигациям сейчас превышают те ставки, которые предлагают банковские депозиты. Вклады к тому же более короткие, то есть долгое время высокую доходность по открываемым сейчас продуктам получать не выйдет. На рынке обращается достаточное количество российских корпоративных и суверенных еврооблигаций, которые имеют погашение в 2022–2026 годах, что дает возможность использовать первый момент и купить эти выпуски по небывало низким ценам.
Теперь о доходности. Открытие ОФЗ показало, что вся кривая уложилась в диапазон от 19% (самые короткие выпуски) до 14% (самые длинные). Вытекает вопрос: какой должна быть доходность долларовой еврооблигации Russia-26 с погашением в 2026 году, если доходность рублевой ОФЗ с погашением в том же году находится возле 15%? Очевидно, что вряд ли выше диапазона 7–10%, в который может уложиться и вообще большая часть всей суверенной кривой по еврооблигациям.
Кроме того, надо иметь в виду, что даже при ухудшении внешнего фона на ценах еврооблигаций оншорного рынка это уже не отразится, а при улучшении может произойти и сильное восстановление цен. При этом евробонды стали сейчас наиболее понятным с точки зрения учета и защищенности прав от разного рода внешних блокировок валютным активом, доступным для российских покупателей.
Сочетание отсутствия давления со стороны иностранных продавцов, поддержки внутреннего рынка со стороны государства и наличие свободных денег (и рублевых активов) может привести к повышенному спросу на российские суверенные и корпоративные еврооблигации уже в начале торгов, даже на дискретном аукционе (если старт евробондового рынка пройдет аналогично запуску рынка ОФЗ). Если всё так, то, возможно, у людей с деньгами и крепкими нервами есть редкая и хорошая возможность купить качественный валютный долг.
Россия и отечественные корпорации подтвердили делом желание рассчитаться по еврооблигациям, осуществив на прошлой неделе купонные выплаты. При этом остается не до конца решенной ситуация с получением купонов в валюте по еврооблигациям на территории РФ. Мы ожидаем, что проблема будет решена в ближайшее время, что положительно скажется на ценах евробондов на внутреннем рынке.
Автор — начальник управления аналитических исследований ИК «Универ Капитал»
Позиция редакции может не совпадать с мнением автора