В период геополитического кризиса множество творцов и предпринимателей в сфере культуры показательно уходят в жесткую фронду. Хотя своим благополучием они полностью обязаны развитию государственной системы и на их лояльность власти должны бы рассчитывать. Это неудивительно — много раз обсуждалось недостаточное внимание, разброд и формализм в организации культурных процессов, слабость экспертизы и неэффективность использования весьма значительных средств — ведь творческие люди всё это видят и понимают.
Деньги деньгами, но авторитет власти в очень мобильной творческой среде невысок, потому в экстремальной ситуации творцы оказались еще больше подвержены манипуляциям. И это лишний раз напоминает о том, что культура — основа любой идеологии — требует особого, первоочередного внимания.
Уверен, что именно сейчас особенно важно объективное изучение реалий культурной отрасли, тщательная работа над ошибками и давно назревшая реформа сферы культуры — без этого не удастся сохранить базис, структуры, и самое главное — людей для последующего восстановления и ускоренного развития общества.
За прошедшие десятилетия сфера культуры России распалась по отраслевым и региональным признакам на тысячи сегментов. Предприниматели редко имели господдержку, но привыкли прилично зарабатывать на диковатом, но всё же свободном от творческого угнетения рынке. Учреждения получали приличное бюджетное финансирование и в меру сил выполняли госзадания. Сводной информацией о работе организаций и творцов не располагал никто. На государственном уровне ни понимания того, что собой представляет эта сфера, ни явного желания разбираться не было — очевидно, ее обороты не представляли интереса.
Но сейчас из различных ветвей власти приходят сигналы, говорящие о том, что сфера культуры всё же начала привлекать больше внимания, появилось желание вникнуть в то, как она работает, разобраться в механизмах влияния на население. В только что опубликованном исследовании InterMedia «Сфера культуры и культурные индустрии в РФ – 2021» приведены подробные показатели развития российской культуры на протяжении последних лет — и эти данные, конечно, впечатляют.
Последние два года стали переломными для российской культуры. Финансовые показатели этой сферы, уверенно растущие все последние десятилетия, уже в 2020-м должны были достичь уровня предкризисного 2013-го – но судьба распорядилась иначе. Пандемийные ограничения приковали людей к личным экранам, обрушив экономику «культуры очного общения» — и впервые доходы онлайн-среды превысили «живые», офлайновые.
На первый взгляд в 2021 году обороты культурных индустрий показали даже небольшой рост — с 3,66 трлн до 3,86 трлн рублей (в 2019 году обороты составляли 3,87 трлн рублей). Но структура индустрии резко изменилась: доходы создателей произведений перетекли к их распространителям — компаниям сферы информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Ковидные ограничения нанесли жестокий удар по многим сегментам сферы культуры — зрелищным мероприятиям, кинопрокату, изданию книг и журналов, туризму, однако ИКТ-культура резко выросла.
Справедливости ради заметим — темпы развития «живых» культурных индустрий уже давно отстают от онлайна, отлично умеющего извлекать прибыль из контента. Неудивительно, что в последнее время эти международные корпорации стали еще и приобретать производителей творческого и медиаконтента. Цифры иллюстрируют гигантский разрыв между доходами ИКТ-индустрии и скудными отчислениями для создателей контента.
Все значимые производители творческого и медиаконтента — от Sony Pictures и Universal Pictures до Walt Disney Pictures и Columbia Pictures — уже потеряли самостоятельность и вошли в состав корпораций. Это можно было бы считать естественным проявлением цивилизационного процесса, цифровой революцией — но только если не знать, что целью ИКТ-индустрии изначально являлось не развитие творческих индустрий, а увеличение своей капитализации и власти. Крупнейшие в мире технологические компании стали таковыми именно на сверхприбылях от распространения контента. Справедливое вознаграждение творцам? Нет, не слышали.
В России большая часть значимых структур всё же остается в государственной сфере. Хотел бы обратить внимание на несколько важных моментов из уже упомянутого исследования: доходы легальных видеосервисов в 2021 году увеличились на невероятные 28%, аудиосервисов — на фантастические 47%. Многие годы Россия двигалась по пути развития цифровой культуры, основанной на потреблении легального контента — главными факторами роста в 2021 году стали интернет-реклама, видеоигры, легальные аудио- и видеосервисы, платное ТВ, продажи бытовой электроники, предоставление доступа в интернет.
Между тем сейчас приостанавливают деятельность крупнейшие зарубежные рекламодатели, игровые, музыкальные и видеосервисы, производители электроники и даже авторские общества. Едва ли аудитория онлайн-продуктов, столкнувшись с лишениями, массово переключится на театральные постановки и зрелищные мероприятия — а вот пираты уже закупают серверы помощнее, чтобы сетевого контента хватило всем желающим — борьба с пиратством явно уходит на второй план.
Отмечу, что власти понимают важность сферы культуры для развития общества — доля бюджетных ассигнований в общем объеме поступлений организаций выросла с 17 до 20%. В то же время уровень поддержки предпринимателей культуры, особо пострадавших при пандемии (СМИ, книжное дело, кинопоказ, массовые концерты, выставки и др.) остался низким — а ведь именно с этим сектором связано большинство лидеров общественного мнения. В этом вопросе еще много предстоит сделать для того, чтобы не наверстывать упущенное в информационных войнах.
Автор — главный редактор информационного агентства InterMedia
Позиция редакции может не совпадать с мнением автора