Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
ВМФ России и ВМС Мьянмы начали совместные военные учения «Марумекс-2025»
Происшествия
Пенсионерка пострадала в результате взрыва баллона с дихлофосом в Красноярском крае
Общество
Синоптики спрогнозировали облачность и небольшой дождь в Москве 13 ноября
Экономика
Массовые новостройки в Москве показали рекордный рост цен
Армия
Расчеты БПЛА сбросили листовки с призывом к сдаче ВСУ в плен
Спорт
ХК «Рейнджерс» обыграл «Тампу» в матче НХЛ со счетом 7:3
Общество
В России зафиксировали снижение цен на бензин
Мир
Трамп подписал законопроект о финансировании правительства США
Мир
Саламоне призвал судить Мелони за политику против России
Армия
Российский военнослужащий рассказал о сокращении боевиков ВСУ
Мир
Рубио прокомментировал возможную конфискацию замороженных активов России
Происшествия
Средства ПВО отразили БПЛА ВСУ над Ростовской областью
Армия
Военные группировки «Восток» рассказали об освобождении населенного пункта Новое
Общество
В аэропорту Геленджика введены временные ограничения на прием и выпуск ВС
Общество
Ученые нашли общие генетические корни психических и неврологических расстройств
Мир
Рубио заявил о возобновлении США испытаний ядерного потенциала
Мир
Страны G7 призвали к прекращению огня на Украине

Это мы, Эдичка!

Обозреватель «Известий» Дарья Ефремова — о том, почему Эдуард Лимонов везде и всегда оставался русским
0
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Если все русские писатели вышли из гоголевской шинели, то Эдуард Вениаминович Лимонов — из пушкинской фразы «Ай да, Пушкин, ай да сукин сын»! В ЭВЛ (этой аббревиатурой охотно пользуются многочисленные друзья-соратники-почитатели) множество загадок, но главная из них — непрекращающееся личностное становление, которое он сделал основной темой своего творчества. Презентация первого тома самого полного на сегодняшний день собрания стихотворений и поэм Лимонова издательства «Питер» состоится 18 марта.

Ворвавшийся в литературу с романом-самоутверждением в пейзаже не то, чтобы вытоптанной почвы, а уже лимбического зазеркалья, где оставаться русским почему-то проще из-за заграницы, Лимонов явил читателю эгоцентричного, щедрого, отточенного как дамасский клинок героя, доселе не ночевавшего на страницах большого русского романа. По-декадентски нарциссический и маскарадный, с толстовской жесткостью сметающий условности, Эдичка увлек и пионеров, и пенсионеров. Романом зачитывались, и несмотря на всю одиозность сюжета, Эдичку принимали — рефлексирующий bad-boy и неудачливый ловкач (ну что за радость жить в Америке на пособие с прекрасной, но вечно изменяющей Еленой?), притворяющийся «парнем, который не пропадет», обжигал какой-то странной ноткой светлого отчаяния, роднившей его с веселым Генри Миллером и мрачным Селином.

Стихи Лимонова, а разрозненных по архивам текстов набралось на четыре увесистых тома по 500 страниц каждый, — логическое продолжение его прозы и мировидения. Тот же вымышленный, но исповедальный «человеческий документ» — ритмически рваный набросок лимоновской вселенной, изложенный замечательным телеграфным стилем:

«Тихо-тихо этим летом я проснулся

Встал, умывшись, продовольствия покушал

Надушился благовонными духами

И пошел мягкими шагами

В окончательно спокойное пространство

В окончательно спокойном я пространстве

Увидал ворон висящих

И воронам я сказал гудяще:

«О вороны это утро веще!»

И вороны отвечали мне: «Мы знаем!

Потому висим, а не летаем

Дни твои пойдут — но так же спящее

Окончательно спокойное пространство…»

(Не вошедшее в книгу «Русское», из архива Александра Жолковского)

Беспокойство, жажда постоянно обновляемой судьбы самозваного «мы — национального героя» вела его, заставляя ввязывался во все приключения, которые подкидывала ему действительность. И за любое из них он был благодарен, более того, в каждом старался находить нечто свое, чем можно похвастаться:

«Я в мясном магазине служил

Я имел под руками всё мясо

Я костей в уголки относил

Разрубал помогал мяснику я

Я в мясном магазине служил

Но интеллигентом я был

И всё время боялся свой длинный

Палец свой обрубить топором»

Жажда признания, происходившая не от честолюбивой попытки выйти в генералы, а от желания быть признанным самым славным малым не только вела его по жизни, но и воплощалось в слове — он должен был похвастаться так, как никто не умеет — небрежно, суховато и между делом.

Логично выстраивался дворец судьбы Лимонова. Из Харькова, где хвастовство было языком богемы, он приехал в Москву, где с напором провинциала ринулся в смогисты, переезжал из страны хвастунов Америки в самовлюбленную Францию, затем — на искрящиеся самолюбованием Балканы. Он создал самую нарциссическую в мире партию — элитарный клуб, крепкий кулак и едва ли не единственное в те годы по-настоящему неформальное политическое явление, противопоставившее унынию девяностых и конформизму нулевых волевой дух несмирившейся молодежи.

«Председатель земного шара» — называл себя основоположник футуризма Велимир Хлебников. «Наше имя — Эдуард Лимонов» — кричалка нацболов. Считается, что самоупоенный дух чужд нашей культуре, поскольку ей присуща скромность. Но это, конечно, не так — русская поэзия начиналась с тотального восхваления — державинской оды, продолжилась манифестарным поэтическим высказыванием пушкинского золотого века — «Я памятник себе воздвиг нерукотворный». Оговариваясь, хвастался лирический герой Есенина («Я иду по полю, на затылке кепи»), безоговорочно — Маяковского («Смотрите, завидуйте!»), торжествующе — Блока («Да скифы мы, да, азиаты мы»). Даже изысканного Георгия Иванова с его лирически-эскапистскими нотами не обошло это поветрие: «Мы обольщаемся обманами и нам потворствует весна». Ну и наконец, Бродский: «Лучший вид на этот город, если сесть в бомбардировщик». Плюс хрестоматийное — «Я памятник воздвиг себе иной, к минувшему столетию стеной».

Человек по европейски-расчетливого, трезвого ума Эдуард Лимонов сделал нарциссизм предметом самоанализа и очень по-русски, даже по-лесковски всерьез искал средств и поводов увековечить себя. Это «сработало»: конченый индивидуалист, он стал козырем и именем массового человека слома времен. Его жизнь и творчество — Одиссея, но Одиссея всегда заканчивается крахом, а он уцелел, спрятавшись за скалами, и невзначай внес вклад в русскую словесность — сумел быть обнаруженным другим, оставаясь самим собой.

Он открывал себя в новых и новых обстоятельствах, но когда они начинали наливаться металлом, как перышко, из них ускользал. Хотел быть железным суперменом, но не медным истуканом, а нержавеющим, титановым.

У Лимонова была масса соблазнов закрепиться в США или в Европе, но завоевав статус гражданина мира, он оставался русским, тянущимся к родной земле в ее частном, человеческом масштабе — когда родина не идеи, не фельдмаршал Кутузов и не священные камни, а «щель между кроватью в панельной пятиэтажке», где «разрытая бульдозерами при строительстве нового микрорайона мерзлая земля». Об этом с горечью и любовью писал в очередной раз обретший место в архитектурном памятнике XVIII века (СИЗО «Лефортово») Эдуард Лимонов.

«Русское»: из сборника «Кропоткин и другие стихотворения»:

Только кухню мою вспоминаю

А больше и ничего

Большая была и простая

Молока и хлеба полно /.../

Гости когда приходили

Чаще в зимние вечерами

Чаи мы на кухне пили

Из маленьких чашек. Жара...

Кухня потом пропала, «исчезла как стекло», — чужие люди, наверное, въехали. Или так, может, опустевшая и стояла, а то ли Петрович, то ли Иваныч с пресловутой судьбоносной телеграфностью сообщил об этом в бороду. Но да это все неважно. Была же, а значит, есть, и скорее всего, еще будет.

Автор — литературовед, журналист

Позиция редакции может не совпадать с мнением автора

Читайте также
Прямой эфир