Прямо по коридору: как завершились третьи переговоры Москвы и Киева
На третьей встрече Россия и Украина смогли договориться только по гуманитарным коридорам для вывоза мирных жителей; подвижек по другим вопросам — от прекращения огня до политического урегулирования — пока нет. Обе стороны говорят, что хотели бы получить больше. Делегация РФ и вовсе привезла на переговоры готовые проекты документов, которые украинские переговорщики, к ее разочарованию, подписывать на месте не стали. При этом стороны твердо говорят: переговоры продолжатся. Судя по всему, теперь к ним прибавится еще одна площадка — на уровне министров иностранных дел.
«Есть небольшие сдвиги»
7 марта в Беловежской пуще прошел очередной раунд российско-украинских переговоров. За последние восемь дней это уже третья двусторонняя встреча. Предыдущая состоялась 3 марта в том же месте и принесла практический результат: стороны решили создать гуманитарные коридоры, чтобы вывести мирных жителей из зон боевых действий. Для этого они договорились временно прекратить огонь в секторах эвакуации.
Воплощать договоренность Россия и Украина начали 5 марта: тогда Минобороны РФ сообщило о создании гумкоридоров для жителей городов Мариуполь и Волноваха в Донецкой области. Утром 5 марта вице-премьер Украины Ирина Верещук рассказала, что оттуда планируют вывезти 200 тыс. и 15 тыс. человек соответственно. Гарантом режима прекращения огня стал Международный комитет Красного Креста (МККК). Но эвакуация сорвалась, и в этом стороны обвинили друг друга: Киев заявил, что российские военные нарушили режим прекращения огня, а Москва — что людей не выпускают именно украинские власти.
Утром 7 марта Минобороны РФ сообщило о шести гумкоридорах: один из Киева в Гомель; два из Мариуполя — в Запорожье и Ростов-на-Дону; один из Харькова в Белгород; два из Сум — в Белгород и Полтаву. В Киеве заявили, что с эвакуацией украинцев в белорусские и российские города не согласны. По словам Ирины Верещук, в ответ на российские маршруты Украина направила «свое видение гуманитарных коридоров» — ключевая идея в том, чтобы вывозить людей в украинские города: из Бучи — в Киев с выездом на поезде во Львов, Ужгород, Ивано-Франковск; из Мариуполя — в Запорожье; из Волновахи — в Покровск; из Сум — в Полтаву; из Изюма — в Лозовую; из Бакалеи — в Первомайское; из Харькова — на поезде в те же Львов, Ужгород, Ивано-Франковск.
В итоге к началу третьего раунда единственная реальная договоренность полноценно работать так и не начала. Это накануне встречи констатировал глава российской делегации, советник президента Владимир Мединский. По его словам, ответственны за это «некоторые украинские руководители, которые не подчиняются Киеву».
«Захватившие позиции в городах националисты продолжают удерживать там мирных жителей, используя их косвенно и впрямую в качестве живого щита», — сказал Владимир Мединский, уточнив, что тему гумкоридоров стороны обсудят вновь. Он сообщил, что на нынешней встрече Москва намерена выдвинуть те же три блока вопросов, что и на втором раунде: «внутриполитическое урегулирование, международно-гуманитарные аспекты и вопросы военного урегулирования».
Встреча в Беловежской пуще началась в районе 17:00 мск и продлилась около трех часов. Первым об ее итогах рассказал член украинской делегации, советник офиса президента Михаил Подоляк — в отличие от предыдущих раундов, он сделал это не перед прессой, а в своем Twitter.
«Есть небольшие положительные сдвиги по логистике гуманитарных коридоров. По базовому политическому блоку урегулирования вместе с прекращением огня и гарантиями безопасности интенсивные консультации продолжены», — написал политик, отметив в своем видеообращении, что результатов, которые бы существенно улучшили ситуацию, пока нет.
Владимир Мединский вновь сделал акцент на том, что сбой вокруг гумкоридоров произошел из-за командования на местах, а не из-за позиции центра. По его словам, украинская сторона заверила российскую, что вопрос будет решен. Москва рассчитывает увидеть реальный результат уже на следующий день, 8 марта.
При этом глава делегации заявил: ожидания от переговоров не оправдались. Российские представители уже привезли на подписание «конкретные договоры, проекты и предложения», однако вместо того, чтобы завизировать их на месте, «украинская сторона все эти документы забрала на изучение домой». «Мы надеемся, что в следующий раз сможем сделать более существенный шаг вперед. Переговоры будут продолжены», — резюмировал Владимир Мединский.
Впереди еще контакты
В ближайшие дни к переговорам делегаций РФ и Украины, похоже, добавится еще один двусторонний формат. 7 марта стало известно, что 10 марта на полях Анталийского дипломатического форума пройдет встреча министров иностранных дел Сергея Лаврова и Дмитрия Кулебы; участие в ней примет глава турецкого МИДа Мевлют Чавушоглу.
Свое посредничество между Москвой и Киевом Анкара настоятельно предлагает уже далеко не первый месяц. Турция весьма вовлечена в российско-украинские противоречия: в 2019 году она продала Киеву боевые беспилотники Bayraktar; в середине 2021-го президент Украины Владимир Зеленский попросил своего турецкого коллегу Реджепа Эрдогана помочь с обменом удерживаемыми лицами; по болезненному для Киева вопросу — кому принадлежит Крым — турецкое руководство полностью солидарно с украинским.
— С начала военной операции Турция держит проукраинский курс, стараясь при этом действовать не в ущерб отношениям с Россией, — пояснил «Известиям» турецкий политолог Керим Хас. — У Анкары есть интересы и на российской, и на украинской стороне. Семья Эрдогана зарабатывает на сотрудничестве с Киевом много денег — те же поставки БПЛА Bayraktar (совладелец компании «Байкар Макина» Сельчук Байрактар — зять президента Турции. — «Известия»).
С другой стороны, у Анкары сейчас не лучшие отношения с США, поэтому через посредничество она пытается улучшить свой имидж в глазах Вашингтона, продолжил эксперт. Это значит, что Реджепу Эрдогану важно свести к минимуму негативную реакцию Москвы на его подход по украинскому вопросу, резюмировал Керим Хас.
О прямых переговорах президентов Владимира Путина и Владимира Зеленского речи пока не идет. Тем не менее в экспертном сообществе считают, что пространство для дипломатии между ними по-прежнему существует.
— Я бы не сказал, что уже слишком поздно для какого-то дипломатического решения. Возможно, президент Путин и президент Зеленский смогут достичь какой-то договоренности, — поделился мнением с «Известиями» замглавы Центра военных исследований Школы политики и международных исследований Университета Халла (США) Джеймс Притчетт. — Я бы ожидал, что в рамках сделки президент Путин потребует изменений во внутренней политике Украины.
В день третьего раунда Кремль обозначил условия, при которых Москва прекратит военную операцию на Украине.
«Они должны сделать поправки в свою конституцию, в соответствии с которыми Украина отвергнет любую цель войти в любой блок. Мы также говорили по поводу того, что они должны признать, что Крым — российская территория, и что они должны признать Донецк и Луганск в качестве независимых государств. И это всё», — сообщило агентство Reuters cо ссылкой на пресс-секретаря президента РФ Дмитрия Пескова.
«Им было сказано, что это может быть остановлено в любой момент», — резюмировал чиновник.