Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Захарова заявила о превращении Украины в европейскую страну в плане нацизма
Армия
Бойцы ВС РФ рассказали подробности освобождения села Цветковое
Армия
Боевые расчеты БРК «Бал» Балтийского флота поразили условные цели в море
Мир
Франция и Польша в 2025 году достигли рекордного экспорта вина в Россию
Мир
Дмитриев заявил об установлении фондом Гейтса контроля над вакцинами
Мир
Захарова рассказала о терактах ВСУ
Мир
Скала Сант-Андреа на побережье итальянской Апулии обрушилась из-за непогоды
Мир
Захарова указала на становление киевского режима террористической ячейкой
Спорт
Итальянская биатлонистка Лиза Виттоцци выиграла гонку преследования на ОИ
Общество
Особый формат итоговой аттестации продлят в трех приграничных регионах
Мир
Захарова назвала призыв Зеленского к травле русских спортсменов истерикой
Мир
Командир Мокей рассказал о сокрытии ВСУ участия наемников в боевых действиях
Общество
Песков заявил об отсутствии планов Кремля судиться из-за масок с лицом Путина
Общество
В МВД России назвали способ распознать афериста-соцработника
Происшествия
Охотник погиб в результате нападения тигра в Приморском крае
Общество
Около Курильских островов произошло четыре землетрясения магнитудой до 6,4
Мир
В США опубликовали список из 300 имен из файлов Эпштейна

Противоестественный отбор

Организатор науки Андрей Поляков — о том, как санкции скажутся на международных исследовательских проектах
0
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Задачи науки можно разделить на три блока. Первый и самый важный — ее вклад в экономику, создание новых технологий. И начинается всё с фундаментальных исследований. На этом этапе в разработку технологий вкладываться, в основном, государство, потому что облик будущего продукта еще непонятен и бизнесу рано инвестировать в проект. Так как нынешние санкции направлены, прежде всего, против госструктур, то и заденут сильнее всего именно область фундаментальной науки.

На следующих стадиях, когда разработки ученых доводят до потребителя, вкладывается уже бизнес. И здесь проблемы могут возникнуть не с нехваткой научных знаний, а, скорее, с уровнем развития производства. Особенно, если в технологической цепочке предполагалось использование международного распределения труда. К счастью, цепочку можно перестроить без ущерба для потребителя. На это потребуется время, но не существует ничего невозможного. В свою очередь, импортозамещение может потребовать постановки новых задач для наших ученых.

Вторая задача науки — формирование в обществе научной картины мира, научного мировоззрения. Вряд ли санкции на это повлияют. Это просветительская работа наших ученых, которые на лекциях, в статьях и книгах рассказывают людям о том, как устроен мир вокруг нас. 2021 год прошел в России под эгидой Года науки и технологий, мы все были свидетелями и участниками ряда значимых научно-популярных проектов и мероприятий. Эта работа продолжится.

Третий блок — вклад науки в образование, в подготовку научных кадров. В нашем университете работает много ученых, которые одновременно являются профессорами ведущих зарубежных университетов. Ограничение академической мобильности и снижение интенсивности научных коммуникаций может замедлить молодым ученым поиск своей дороги в научном мире. Сокращение научных коммуникаций не на пользу ни нам, ни нашим иностранным коллегам.

Наука — это прежде всего люди, способные создавать новые знания. Но также важна и инфраструктура для проведения научных исследований, оборудование самых разных масштабов и, наконец, деньги, которые позволяют эти исследования проводить. Приостановление научных коммуникаций может нарушать естественное развитие науки. Ситуация похожа на начало пандемии, когда естественные связи стали невозможны из-за закрытия границ. Однако я уверен, что через какое-то время, когда улягутся эмоции, мир вернется к полноценным научным коммуникациям.

В отношении научной инфраструктуры, которая необходима для получения прорывных результатов, закупки оборудования и материалов для научных исследований ситуация слишком неопределенная, чтобы сейчас делать какие-то долгосрочные прогнозы. В новых обстоятельствах мы живем слишком мало, поэтому еще не до конца понимаем, как она будет развиваться.

Отдельный вид научного оборудования — это крупные исследовательские инфраструктуры, установки класса «мегасайенс», позволяющие получать уникальные научные результаты. Для НИТУ «МИСиС», как крупнейшего исследовательского центра страны в области материаловедения, это, прежде всего, синхротроны — источники рентгеновского излучения с характеристиками, позволяющими проводить исследования структуры материалов в уникальном временном и пространственном разрешении.

Эти установки создавались на основе вкладов разных стран. У России, например, 27% вклада в европейский лазер на свободных электронах XFEL, 6% в Европейском центре синхротронного излучения ESRF в Гренобле. Эти вклады позволяют нам быть полноправными участниками этих исследовательских инфраструктур. Однако, как сейчас будет обеспечено участие в них российских ученых, — пока не известно. Но решение вопроса доступа на эти объекты, расположенные за рубежом, – очень важно.

Вводимые ограничения могут лишь замедлить развитие науки, исключить синергию от совместной работы российских и зарубежных исследовательских групп над решением глобальных проблем человечества. Определить, какие научные области будут затронуты больше, какие меньше, сейчас очень сложно. Хотя мы в основном работаем в области естественных и технических наук, можно предположить, что наибольшее негативное воздействие будет в областях социально-гуманитарного направления.

Считаю, что наука должна быть вне политики и любые санкции могут существенно замедлить научный поиск, ведущийся во всем мире. Поэтому ограничения в области международного научного сотрудничества мешают исследованиям, лишая ученых возможности вести плодотворные дискуссии с коллегами, обмениваться идеями, найденными решениями, накопленным опытом.

Автор начальник управления науки НИТУ «МИСиС»

Позиция редакции может не совпадать с мнением автора

Читайте также
Прямой эфир