Минобрнауки утвердило новый перечень специальностей в вузах
Министерство образования и науки Российской Федерации утвердило новые перечни специальностей и направлений подготовки высшего образования, которые вступят в силу с 1 сентября 2024 года. Приказ был опубликован на официальном интернет-портале правовой информации в четверг, 3 марта.
Ожидается, что обновленные направления повысят гибкость образовательных программ высшего образования для соответствия потребностям экономики и рынка труда.
«Современный мир перешел на другой технологический уклад, когда каждый год появляются новые виды деятельности, специальности, рабочие места. Например, стремительно развиваются IT-отрасль, науки о жизни, робототехника и так далее», — пояснил министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков.
В частности, в обновленный перечень вошли такие новые направления подготовки, как «Фундаментальная, прикладная и синтетическая биология», «Медицинская микробиология», «Системы искусственного интеллекта», «Техническая кибернетика и информатика», а также «Инженерия в агробизнесе».
Отмечается, что со вступлением в силу новых стандартов абитуриенты будут поступать на укрупненную группу образовательных программ с последующим выбором конкретной специальности/направления подготовки. При этом после освоения обязательной программы студенты смогут продолжать обучение сразу по нескольким траекториям и, соответственно, получать несколько равноценных квалификаций.
Последний раз перечень специальностей и направлений подготовки высшего образования обновлялся в 2013 году. Принятию нового документа, по словам ведомства, «предшествовала масштабная работа профессионального сообщества и представителей общественности», в том числе объединений университетов, представителей органов власти, работодателей и т.д.
Ранее, 24 февраля, появилась информация о том, что российские университеты сокращают и закрывают набор по нескольким популярным направлениям, среди которых «Экономика», «Менеджмент», «Транспортные средства», «Сфера обслуживания» и «Строительство».
В мониторинге НИУ ВШЭ, который проводится при поддержке Минобрнауки, отмечается, что в России «исключительно высокая динамика обновления высшего образования» — в среднем она составляет около 20% в год. На практике это означает, что каждый пятый вуз ежегодно добавляет или сворачивает предметные программы.