Георгию Антоновичу Штилю 4 марта — 90 лет! Никогда бы не поверил, если бы не знал. 90! А кто даст? Энергии, добра, тепла этого человека на троих хватит. Георгия Антоновича в БДТ все называют «дядя Жора». И это не панибратство, а, наоборот, уважение. А кого еще так называть, если не Штиля? Дядя Жора в БДТ один. Такое обращение — высшая степень уважения.
Георгий Антонович Штиль — актер старой товстоноговской плеяды. Он пришел в Большой драматический театр в 1961 году. Тогда Георгий Александрович Товстоногов собирал свою труппу, искал интересных артистов по всей стране. И дядя Жора был одним из тех, кто в числе первых попал в костяк его команды. Это уже показатель того, что он из числа особо одаренных и очень талантливых актеров. Товстоноговских немного осталось, и среди них — Олег Валерьянович Басилашвили, Алиса Бруновна Фрейндлих, Светлана Николаевна Крючкова, Георгий Антонович Штиль.
Его еще называют «король эпизодов», поскольку у дяди Жоры не так много главных ролей и в театре, и в кино. Но что бы он ни делал, у него всегда это получается очень ярко, интересно. Не бывает маленьких и больших ролей. Всё упирается в то, как ты относишься к делу, как служишь своей профессии, театру. Дядя Жора, получая небольшую роль в спектакле, с таким энтузиазмом окунался в работу, что его воодушевление могло затянуть и заразить самого неуверенного в себе коллегу. Я не встречал больше артистов, которые так бы относились к своему делу.
Как говорят в актерской среде, на первом курсе ты народный артист, на втором — заслуженный, на третьем ты просто артист, а на четвертом — вообще никто-ничто и звать тебя никак. Поэтому когда приходишь в театр, а особенно такой, как Большой драматический, ты учишься и познаешь всё заново. Дядю Жору можно назвать одним из моих учителей, к которому можно было подойти с любым вопросом, и не только профессиональным. Когда мы, молодые артисты, появились в театре, не почувствовали от Георгия Штиля никакого неприятия, с ним рядом не ощущалась разность поколений. Он всегда был готов помочь, подсказать. Абсолютно доброжелательный, всегда на позитиве. Смотришь на него, и становится на сердце теплее, радостней. А когда он еще обнимет, такое спокойствие у тебя наступает.
Мы играли вместе в постановке «Перед заходом солнца» по Гауптману. Мне даже удалось с ним поработать в «Пиквикском клубе» по Диккенсу. Это был легендарный спектакль Товстоногова, в котором блистали Николай Трофимов, Андрей Толубеев, Вадим Медведев, Валентина Ковель, Олег Басилашвили, Ольга Волкова.
На Штиля в БДТ ходит свой особый зритель. А как его встречали за пределами Санкт-Петербурга, где-нибудь на гастролях! С ним мог пообщаться абсолютно любой человек, потому что к каждому он открыт, у него нет камня за пазухой. Звездная болезнь — не про него. Для меня самая знаковая роль дяди Жоры — капитан из фильма «Трое в лодке, не считая собаки». В фильме «Женя, Женечка и «Катюша» у него была одна из главных ролей. И если бы фильм не пролежал на полке 20 лет, наверное, его актерская судьба сложилась бы иначе. В этом фильме дядя Жора впервые встретился с Олегом Далем. И потом еще раз они вместе появились в «Старой, старой сказке». В Ленинграде раньше снималось много сказок. Дядя Жора принимал активное участие. Для него работа с детьми и для детей была очень важна.
У него более 200 картин в кино. Я знаю массу народных артистов, которых народ не знает. И знаю актеров, которые без регалий, но любимы. В дяде Жоре, слава богу, всё совместилось: он и звание получил, и зритель его любит. Он настоящий народный, до мозга костей, до трясучки! Может, кто-то не вспомнит его фамилию, но покажите людям фотографию, и кто не узнает дядю Жору? Дядю Жору знают все!
Как-то мы с дядей Жорой столкнулись случайно в «Сапсане». Он ехал на запись программы, посвященной старому детскому фильму «Новогодние приключения Маши и Вити». Один из любимейших. Штиль играл в нем Лешего. Мы встретились, обнялись. Меня эта встреча поразила не только тем, что мы повидались с дядей Жорой. Он, глядя на меня, с хитрецой подмигнул и сказал: «Посмотри вон туда. Это же Маша и Витя рядом сидят». В моем детском представлении это мальчик в очках и девочка с косичками. А тут я смотрю — сидят мои ровесники. Лысый дядька, взрослая Маша. Эти дети из телевизора! У меня что-то в сознании перевернулось. Не связывалось одно с другим. Как быстро время пролетает. Приходишь в театр и отмечаешь для себя, как к кому-то время несправедливо. Но дядя Жора словно замороженный. У меня ощущение, что над ним года не властны. Может, оттого, что он золотой человек.
У нас с ним прекрасные отношения. Что очень приятно, он следит за моим творчеством, редко видимся. Что бы я ни сыграл, он всегда отметит, позвонит, скажет, что видел в кино или прочел какую-то статью обо мне. Дядя Жора один из немногих, кто не теряет связи, кто из моей жизни не исчезает. Хотя он человек занятой, он всегда приглашает в гости.
Раньше в театре было принято справлять юбилеи, бенефисы, творческие вечера своих коллег. Но самое интересное начиналось, когда зрители расходились и начинался четвертый акт, эге-гей! В БДТ есть знаменитый «греческий зал». В нем ставились буквой П столы. И всё по-богатому, как нужно. Сейчас традиция таких праздников утрачена. Но есть то, что в этом театре неизменно, — корифеи. И один из них — Георгий Антонович Штиль. Он последний из могикан того Великого БДТ!
Желаю ему здоровья, здоровья, здоровья! Не терять оптимизма и смотреть на мир такими же ясными глазами. И, конечно, хочется, чтобы режиссеры о нем не забывали. Потому что без творчества артист зачахнет. Ведь мы особенные люди, те, которые могут работать бесплатно, лишь бы работать. Дядя Жора из таких!
Автор — российский актер театра и кино
Позиция редакции может не совпадать с мнением автора