Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
Средства ПВО уничтожили пять украинских БПЛА над регионами РФ за ночь
Мир
Трамп раскрыл значение сделки по редкоземельным металлам для процесса урегулирования
Мир
Президент США сообщил о возможном разоружении ХАМАС
Общество
В 2026 году российские морские порты нарастят мощности на 56 млн т
Мир
Трамп не исключил нанесение повторных ударов по Нигерии
Спорт
ХК «Питтсбург» одержал победу над «Нью-Джерси» в матче НХЛ со счетом 4:1
Мир
Дефицит оборонного бюджета Великобритании оценили в $37,6 млрд
Армия
Минобороны РФ сообщило об ударе по объектам на Украине с применением «Орешника»
Мир
Трамп рассказал о возможном значении операции США в Венесуэле для Рубио
Общество
Синоптик заявил о выпадении на юго-востоке Подмосковья до 65% месячной нормы осадков
Мир
СМИ узнали о закрытии китайского ресторана в Мадриде из-за подмены уток голубями
Общество
В Госдуме анонсировали включение в стаж родителей ухода за ребенком до 1,5 года
Армия
Расчет ударных FPV-дронов применил боевую силу против ВСУ в Харькове
Мир
В России сообщили об увеличении закупок США российских сладостей
Спорт
ХК «Монреаль» обыграл «Флориду» на чемпионате НХЛ со счетом 6:2
Экономика
В Госдуме предложили перейти к макропланированию на рынке недвижимости
Общество
Специалист дала советы по построению карьерного плана на 2026 год

Неблагие помыслы

Журналист Наталия Портякова — о том, как украинские события отозвались в Азии и почему регион примеряет этот кризис на себя
0
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Финляндия задумалась о целесообразности вступления в НАТО, непризнанное Косово уже туда постучалось, одновременно попросив США на этой неделе создать в стране военную базу. В Германии, экс-канцлер которой Ангела Меркель решительно сопротивлялась призывам американцев повысить расходы на оборону в рамках обязательств по НАТО, настрой на бережливость в этом плане резко поменяли. На днях нынешний глава ФРГ Олаф Шольц объявил о решении уже с нынешнего года ежегодно выделять на оборону более 2% от немецкого ВВП. Намерение увеличить закупки вооружений прозвучало на этой неделе и в Литве.

Такая «защитная» реакция ряда стран Европы на украинские события вряд ли стала для наблюдателей особым сюрпризом. В конце концов, с началом военной операции Москвы Европа получила у своих границ совершенно новую геополитическую реальность.

Однако схожие отголоски украинских событий оказались заметны и в странах, географически и идеологически весьма далеких от этого конфликта.

Одной из самых резонансных реакций на последние события стало заявление Синдзо Абэ — отставного премьера Японии, но всё еще весьма влиятельного в стране политика — о целесообразности подумать над размещением в стране ядерного оружия США.

С окончания Второй мировой войны каждое новое японское правительство неизменно заявляло о том, что Токио всегда будет придерживаться трех неядерных принципов — не создавать, не владеть и не принимать на своей территории ядерное оружие. Правда, в прошлом многие японцы подозревали, что небольшие отступления от этой позиции всё же случались, и военные корабли США, пришвартованные в японских портах на Окинаве, имели на борту ядерное оружие. Но японские власти выходили из этой неловкой ситуации довольно филигранно — просто никогда не спрашивали американцев в лоб, есть ли у них на кораблях атомное оружие или нет. В любом случае тема ядерного оружия в любом виде в Японии — единственной в мире страны, от него пострадавшей — всегда была абсолютным национальным табу. И это вполне коррелировалось с общественным мнением: все опросы демонстрировали, что 80–90% японцев выступают категорически против обладания страной ядерным оружием.

Конечно, нынешний премьер Фумио Кисида, к слову, представляющий в парламенте Хиросиму, тут же подвел черту под смелым заявлением Синдзо Абэ, заявив, что для Японии было бы неприемлемо добиваться соглашения о ядерном щите США в своей стране.

Но волна, что называется, уже пошла. На этой неделе газета «Санкей» опубликовала колонку бывшего посла Японии в США Редзо Като под заголовком «Призыв к серьезным и разумным дебатам по ядерному сдерживанию». Краткое резюме его мыслей свелось к тому, что не все страны принципиальны в своих обязательствах не разрабатывать ядерное оружие, и что существование договора о его нераспространении никак не помещало обзавестись им Индии, Пакистану и Северной Корее. Разумеется, дипломат не подверг сомнению верность Токио ДНЯО, но допустил, что в новых геополитических реалиях стране стоит перестать стесняться и отказаться от третьего неядерного принципа о недопуске иностранного ядерного оружия.

Схожая мысль прозвучала на днях и от одного из кандидатов в президенты Южной Кореи Ан Чхоль Су. Усомнившись в эффективности гипотетического запуска ядерного оружия с подводной лодки или с материковой части США — в ответ на угрозы Северной Кореи, он заявил, что Сеулу не помешал бы доступ к такому оружию на американских базах на Гуаме и Окинаве. И хотя его там нет (в этом южнокорейский кандидат ошибся), общий посыл от этого не изменился.

Примечательно однако, что если в Южной Корее необходимость пересмотреть средства сдерживания даже сейчас мотивировали угрозой КНДР, то в Японии это увязали прежде всего с проблемой безопасности Тайваня. Пусть даже, говоря про ядерное оружие, никто из японских политиков и не произнес вслух ни название острова, ни слово «Китай». Неслучайно первой и единственной из стран, поспешившей осудить Синдзо Абэ за его предложение отказаться «от табу на возможность открытой дискуссии» о том, как поддержать безопасность во всем мире, стала КНР.

Самым же артикулированным образом приходящие сейчас на ум азиатским политикам параллели выразили на Филиппинах, где к действиям России на Украине отнеслись довольно негативно. Созданный РФ прецедент повышает вероятность того, что «это может случиться с нами, с нашими островами в Западной части Филиппинского моря», без обиняков заявил на днях один из кандидатов в президенты, сенатор Панфило Лаксон. С учетом давних территориальных споров Манилы с Пекином (а также хорошо известных опасений из-за китайского военного усиления в регионе) понятно, что сенатор опасался в данном случае не Россию.

Самый же главный урок, который из всего происходящего извлекли для себя политики в Азии, заключается в том, что к любым потенциальным конфликтам у себя в регионе стоит готовиться заранее. И это наверняка приведет как к росту военных расходов, так и к более частным воззваниям к США поделиться с Азией своим ядерным щитом.

Заявления, звучащие в азиатских странах, еще раз доказывают актуальность тех дискуссий, которые были запущены задолго до сложившейся сейчас ситуации. По крайней мере, ввиду того, что мы наблюдаем в эти дни, напрашивается вывод, что те вопросы архитектуры мировой безопасности, которые Россия поднимала на международных площадках на протяжении многих лет, были неслучайны.

Автор — обозреватель «Известий»

Позиция редакции может не совпадать с мнением автора

Читайте также
Прямой эфир