Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Спорт
Футболист Денис Черышев перешел в «Паниониос»
Мир
Байден и Зеленский встретятся в Германии 12 октября
Наука и техника
Ученые предотвратят развитие слоновости после удаления рака
Мир
В ФРГ призвали обсудить возмещение Киевом ущерба за «Северные потоки»
Мир
Система ПВО Израиля перехватила выпущенную из Йемена ракету
Армия
МО РФ сообщило об освобождении Лесовки в ДНР
Мир
Трамп встретится с Зеленским 27 сентября в Нью-Йорке
Мир
Лавров и глава совета президента Йемена обсудили двусторонние отношения стран
Происшествия
Пожар на рынке стройматериалов во Владимирской области локализован
Мир
Украинские СМИ сообщили о взрывах в подконтрольном киевскому режиму Херсоне
Армия
Новая модель дрона-корректировщика «Альбатрос М5» появилась в зоне СВО
Армия
Минобороны России рассказало о подвигах военнослужащих ВС РФ в зоне спецоперации
Мир
Украинские СМИ сообщили о взрывах в Одессе и Днепре
Авто
Россияне стали больше доверять китайским автомобильным новинкам
Мир
ЦАХАЛ заявила об уничтожении около 220 целей «Хезболлы» в Ливане за сутки
Мир
Российский летчик предотвратил столкновение с беспилотником коалиции США в Сирии
Страна
В Москве проведут бесплатные кардиотренировки ко Всемирному дню сердца
Спорт
Совет ISU впервые рассмотрит допуск россиян к международным соревнованиям

Наличные перспективы

Обозреватель «Известий» Анна Каледина — о том, почему частные инвесторы наступают на одни и те же грабли
0
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Есть такая русская поговорка: «Кому война, а кому мать родна». В четверг 24 февраля, кода стало известно о спецоперации России, фондовые индексы и курс рубля стремительно рванули вниз, население бросилось обналичивать всё, что можно обналичить. У банкоматов, во многих из которых уже к обеду закончились деньги, выстроились очереди — люди пытались снять хотя бы дневной лимит с текущих счетов.

Наличку паникующие граждане попытались пристроить в иностранные валюты. С заранее проигрышным результатом. Даже крупные банки не стеснялись продавать тот же доллар с наценкой к официальному курсу в 8–13 рублей, что уж говорить об организациях, которые специализируются валютах и держат сеть обменников. Во многих таких конторках доллар отдавали за более чем 100 рублей. Самая высокая стоимость доходила до 107 рублей. Евро — 118 рублей. При этом продавался тот же доллар за 70 с небольшим, что говорит о том, что спрос со стороны населения на иностранную валюту взлетел до потолка, а предложение от него же свалилось ниже плинтуса. И как бы под ним и не похоронить часть своих сбережений, учитывая огромную стоимость валюты.

Продажи как снежный ком росли и на фондовом рынке. Уже на открытии — минус 10% индекса Мосбиржи. За день потери составили более 33%, а в моменте падение было еще более сокрушительным. Регулятор и общественники много говорили о рисках для частных инвесторов, миллионы которых пришли на фондовый рынок во время пандемии. С понятной целью более выгодно вложить свои сбережения на фоне смягчения денежно-кредитной политики. Но риски исходят и от самих непрофессиональных «вложенцев».

Много видела на своем веку, слава Богу, немаленькому, падений котировок финансовых инструментов. Но в четверг было нечто особенное. Никогда на моей памяти финансовые ассоциации и профи с фондового рынка не обращались к гражданам, которые пришли на биржу за последние два года, не паниковать, не рассматривать нынешнее обрушение как нечто необратимое и перманентное. Keep calm and wait (сохраняйте спокойствие и ждите) лучших времен.

Как говорила героиня «Собаки на сене», «кто мало видел, много плачет», да и платит тоже. Впрочем, расплачиваться пришлось всем. Такова цена паники, которая неизбежно охватывает население в моменты крушения финансовых рынков.

Неподготовленный человек — риск, для себя прежде всего. Во-первых, частным инвестором, как правило, движет жажда исключительно получения дохода и побольше. А жадность, как известно, порождает бедность. Население, приходя поиграть на рынок, редко устанавливает так называемые стоп-лоссы (поручение о продаже при достижении определенного уровня котировок), позволяющие минимизировать убыток при падении индексов. У профессиональных игроков они стоят на автомате, поэтому когда начинается обрушение, то включаются продажи, что, в свою очередь, усиливает падение.

Население сидит до последнего и, только узрев снежный ком, который катится на него с горы, начинает истерически избавляться от сильно подешевевших бумаг. То есть фиксирует убыток на самом дне. На котором профи уже начинают закупать. Вот и думайте, кто бенефициар общей паники. Играть против профессионалов на фондовом рынке — это как садиться за покерный стол с теми же профессионалами, имея опыт игры «в дурака».

Во-вторых, граждане на панике не только продают по низам, но и покупают по верхам, что в этот четверг блестяще доказал повышенный спрос на валюту по заоблачному курсу, превышающему официальный на 20 рублей. Но паника иррациональна, она заставляет совершать спонтанные и необдуманные действия, которые ни к чему хорошему не приводят.

Все мы хорошо помним конец 2014-го – начало 2015 годов, когда деньги, изъятые из банков, люди начали вкладывать в крупную технику. Скупали десятками телевизоры, пылесосы, миксеры. У некоторых покупками были заставлены все квартиры. Потом истерические настроения прошли. А техника осталась. Никому по цене покупки нужна не была. Пришлось запасливым гражданам устроить дешевую распродажу.

Конечно, во всем можно увидеть позитив, особенно если есть большое желание. Например, как повысилось благосостояние граждан, что не гречку с туалетной бумагой скупали, а плазмы и дорогостоящие беспроводные пылесосы. Впрочем, и гречку тоже скупали. Те, у кого денег на плазмы не хватало.

Кстати, до гречки пока дело не дошло, по крайней мере, в Москве. Прошлась по магазинам, никакого ажиотажа у полок с крупами не наблюдалось. Дело понятное, пока в приоритете валюта.

Четверг, 24 февраля, безусловно, во всех смыслах войдет в историю, в том числе и финансового рынка, обрушение которого было столь серьезным, что Центробанк, похоже, в один день выложил все подготовленные козыри для поддержки. Из рога изобилия щедрости регулятора меры вылетали чуть ли не ежечасно, а ведь и завтра придется как-то жить.

И знаете, о чем я подумала? Финансовые власти долго и упорно говорили о необходимости привлечения частных инвесторов на фондовый рынок, включали эту задачу в стратегии прочие программные документы. И тут свершилось. Но оказалось, что к управлению автомобилем допустили тех, кто на педали нажимать научился, а владеть собой и ситуацией — нет. То есть не помогли даже пляски с бубнами в виде тестов, поскольку помимо понимания природы продукта необходимо еще иметь рациональный подход и устанавливать ограничители для нейтрализации панических настроений.

А, может, учитывая волатильность и зависимость нашего финрынка, рано пока привлекать туда в таком количестве население?

Автор — журналист, обозреватель газеты «Известия»

Позиция редакции может не совпадать с мнением автора

Читайте также
Прямой эфир