На 13-м инвестиционном форуме «ВТБ Капитал» «Россия зовёт!» в числе прочих обсуждалась тема продовольствия: прозвучало поручение президента увеличить объемы производства, а также повысить доступность основных продовольственных товаров на внутреннем рынке. Кабмин должен представить соответствующую программу к 25 декабря этого года.
В начале прошлого года была подписана новая Доктрина продовольственной безопасности, в которой изменился ряд показателей и определений. Главная цель доктрины — самообеспеченность. Сейчас под ней понимается разница между отечественным производством продукции и общим потреблением, по большинству категорий продуктов этот показатель должен составлять более 85%. В новой версии доктрины также уточнили определения экономической и физической доступности продовольствия, то есть речь идет как о сдерживании цен, так и об открытии новых торговых точек — магазинов и рынков.
Несмотря на то что по основному ряду продуктов показатели самообеспеченности уже достигнуты или близки к выполнению, к физической доступности продовольственных товаров все еще остаются вопросы. Один из самых очевидных и эффективных способов решить эту проблему лежит на поверхности. Речь идет о расширении представленности существующих крупных торговых сетей. Да, это усилит консолидацию рынка, но в то же время позволит государству эффективнее контролировать механизмы ценообразования внутри товаропроводящей цепочки.
Принцип достаточно простой: у крупного бизнеса есть достаточно ресурсов, чтобы покрывать целые регионы, выстраивать эффективные цепочки поставок и бесперебойно обеспечивать крупные территории едой. Кроме того, федеральные торговые сети, как правило, являются публичными обществами, а значит, заинтересованы в сохранении репутации перед государством, инвесторами и потребителями, они играют по правилам рынка, и это защищает потребителей от монополизма и различных недобросовестных практик.
С одной стороны, расширение представленности крупных торговых сетей может быть скептически воспринято представителями малого и среднего бизнеса, ведь очевидно, что конкурировать с сетевым ритейлом у них точно не получится. С другой стороны, их шансы на успех нисколько не уменьшаются при четком понимании своих преимуществ перед «федералами», например за счет более широкой представленности местных продуктов.
В то же время именно крупные ритейлеры способны в особенно сложные периоды поддерживать потребителей, сдерживая цены. Малый бизнес часто не имеет ресурса на то, чтобы сгладить изменение цен, и часто вынужден действовать по принципу «здесь и сейчас», транслируя все колебания напрямую на полку. Крупные игроки имеют гораздо больше пространства для маневра, зачастую они идут на сознательное сдерживание потребительских цен за счет перераспределения и оптимизации расходов.
Кроме того, в любое экономически непростое время все актуальнее становятся различные программы поддержки наиболее уязвимых групп населения. И в этой связи опять же благодаря развитой инфраструктуре и обширной представленности федеральные игроки могут выступить реальным инструментом поддержки населения в руках государства в масштабе страны. Из уже действующих мер, например, есть скидки для пенсионеров, привилегии для родителей, адресная продовольственная помощь нуждающимся.
Не стоит забывать и о том, что сфера торговли — один из самых крупных работодателей страны. Всего, по экспертным оценкам, около 1% всего трудоспособного населения страны работает именно в торговых сетях. Это около 1 млн человек. А в такие магазины ходят миллионы человек ежедневно. Неудивительно, что федеральные ритейлеры всерьез рассматриваются как эффективные союзники в реализации проектов государственного масштаба, будь то противодействие распространению коронавирусной инфекции, вакцинация, организация прививочных пунктов в магазинах, информирование о предстоящих выборах или переписи населения.
С начала пандемии COVID-19 торговые сети не просто ввели обязательное ношение масок и перчаток, медицинский осмотр для всего персонала магазинов, санитарную обработку всех помещений и контактных поверхностей, но даже определили специальные часы, в которые в магазине могли находиться только возрастные покупатели, таким образом снижая риски для уязвимой группы населения. В 2021 году ритейл активно включился в разъяснительную работу относительно вакцинации. Сотрудники сетей имели возможность проконсультироваться с врачом, узнать всю необходимую информацию о проведении вакцинации, вакцинах и противопоказаниях. Разъяснительная работа велась и с посетителями магазинов. Это во многом способствовало развенчиванию некоторых мифов о вакцинации и преодолению определенных барьеров.
В общем крупные сети — определенный маркер состояния рынка. Они не только собирают данные по своей деятельности, но и оперативно предоставляют ее в контролирующие органы, что позволяет государству своевременно отслеживать тенденции на продовольственном рынке и оперативнее реагировать на кризисные ситуации. Во многом именно благодаря крупному ритейлу стало возможным наладить постоянный мониторинг цен и практически в режиме реального времени отслеживать потенциальные колебания, своевременно предпринимая все необходимые меры.
Но даже если отложить в сторону потенциальные выгоды экономики и государства от развития и расширения крупного ритейла, весьма перспективно выглядит и социальная сторона вопроса.
Не секрет, что многие крупные игроки уже давно сделали шаг в сторону экологизации. И их вклад, учитывая масштаб, в сокращение использования электроэнергии, воды, пластика, уменьшение объемов отходов, направляемых на полигоны, значителен.
Помимо государства преимущества от развития крупного ритейла, несомненно, получает и население. В первую очередь это существенно отражается на жителях отдаленных и труднодоступных населенных пунктов. Открытие новых магазинов не только позволяет повысить доступность качественных продуктов и услуг, создавать дополнительные рабочие места, но и способствует развитию смежных сфер. Например, появляется необходимая для функционирования торговли инфраструктура: дороги, складские системы, технологические коммуникации и прочие элементы.
Развитие инфраструктуры особенно актуально для имеющих большие площади территорий — например, в регионах Дальневосточного федерального округа, который является крупнейшим федеральным округом (более 40% территории России, при этом проживает там лишь 5% населения) и развитие которого является стратегической государственной задачей. На данный момент в регионе один из самых низких показателей обеспеченности населения торговыми площадями — 163 кв. м. А развитие торговли внутри региона в любом случае позитивно скажется на уровне жизни и продовольственной обеспеченности местного населения.
Помимо этого приход в регион крупной сети — реальная поддержка и одновременно вывод на новый уровень местных производителей. Конечно, не каждый производитель сможет стать партнером крупной федеральной сети. И дело не в «работе со своими» или усложненной процедуре заключения договора. Как правило, крупный ритейл предъявляет достаточно строгие требования к поставщикам, чтобы гарантировать качество и доступность товаров для покупателей. Это могут быть требования к составу продукции, упаковке, частоте и объемам поставок, причем очевидно, что для небольших хозяйств требование по частым и объемным поставкам иногда бывает просто невыполнимо в силу отсутствия подобных мощностей.
Но в этом случае есть и другой формат сотрудничества: отдельные ритейлеры предлагают малым и средним предприятиям торговую площадь в аренду. Это так называемый магазин в магазине. Таким образом, крупный ритейл может давать площадку для товаров узкого профиля, а также организовывать на своих территориях сезонные ярмарки. Как правило, такая аренда значительно дешевле средней по рынку, при этом ритейлер с узнаваемым именем делится своим трафиком с небольшими предпринимателями.
Анализируя множество факторов и потенциальных выгод, становится очевидно, что именно стимулирование роста крупных торговых сетей на данный момент является ключом к поддержке населения и повышению продовольственной доступности. Столь ценный инструмент не может быть проигнорирован, причем эта мера полезна как государству, так и обществу. Однако заигрываться тоже не стоит, важно поддерживать конкуренцию на рынке и внимательно следить за балансом, предотвращая развитие монополий и ущемление малого и среднего бизнеса.
Автор — кандидат экономических наук, доцент факультета экономики и менеджмента РАНХиГС
Позиция редакции может не совпадать с мнением автора