Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Лавров на встрече с главой МИД Бразилии обсудил решение украинского конфликта
Мир
Замглавы МИД ЮАР выразил надежду на тесное сотрудничество со странами БРИКС
Мир
Байден поручил Пентагону скорректировать размещение сил на Ближнем Востоке
Общество
Электроснабжение восстановили после взрыва на АЗС в Дагестане
Мир
Глава МИД КНР назвал отношение США к Китаю двуличным
Мир
Госслужащие США временно ограничены в перемещении по Израилю в личных целях
Мир
Президент Польши признал желание многих стран возобновить связи с Россией
Мир
Главы МИД России, Ирана и Турции осудили произвольные авиаудары Израиля по Сирии
Армия
Силы ПВО уничтожили пять беспилотников над Курской и Белгородской областями
Армия
Вертолеты Ка-52М нанесли удар по ВСУ в приграничном районе Курской области
Мир
РФ будет добиваться переноса штаб-квартиры БДИПЧ ОБСЕ из Польши
Спорт
Вице-премьер РФ Чернышенко рассказал о преобразованиях спорта в России
Мир
Лавров на СБ ООН назвал атаки Израиля по Ливану грубым нарушением суверенитета
Общество
Фонд «Инсан» организовал помощь родственникам раненых при взрыве в Махачкале
Общество
В Госдуме рассказали о возможности получения удвоенной выплаты к пенсии
Мир
Картаполов назвал возможное основание для применения ядерного оружия
Мир
Блинкен выразил Китаю обеспокоенность из-за якобы поддержки ВПК России
Мир
Reuters узнало об отказе Индии покупать российский газ с «Арктик СПГ – 2»

25-й кадр

Искусствовед Сергей Уваров — о том, как за четверть века изменилась фотография и какую роль в этом сыграл Мультимедиа Арт Музей, отмечающий юбилей
0
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Мультимедиа Арт Музею Москвы — 25. Праздничную дату директор-основатель музея Ольга Свиблова, ее коллектив и соратники отметили 22 ноября, но юбилейные выставки работают всю осень. Впрочем, без подарка публике не обошлось: экспозиции были продлены, чтобы с ними успели ознакомиться все желающие. И можно только приветствовать это решение: всё, что сегодня висит в МАММ, не только впечатляет само по себе, но и становится отличным отражением истории музея, который стал одним из главных центров современного искусства и изменил массовые представления о фотографии в принципе.

Сейчас уже многие не помнят, что МАММ поначалу назывался Московский дом фотографии. Свиблова потом рассказывала, что ее называли сумасшедшей за идею создать музей, посвященный фотоискусству, и она не поленилась получить справку у психиатра о своей нормальности, сделав из нее своего рода арт-объект.

Идея и вправду была смелая, ведь широкая публика в 1990-х не воспринимала фотографию как высокое искусство — максимум как прикладное творчество в сфере журналистики и моды. Однако новый музей сумел убедить публику, что, во-первых, камера может быть таким же инструментом для художника, как кисти и краски, а во-вторых, смотреть снимки лучше не в репродукциях, а в оригинальных авторских отпечатках.

С тех пор Свиблова познакомила Россию, пожалуй, со всеми крупнейшими именами из мира фотоискусства — от классиков Александра Родченко и Анри Картье-Брессона до экспериментаторов наших дней Сары Мун и Хироси Сугимото. Но сколь бы интенсивной ни была активность Дома фотографии в этой области, Свибловой все время хотелось расширить жанровые рамки. Так МДФ превратился в МАММ, и постепенно на этажах прекрасного здания на Остоженке стали все чаще появляться картины, экраны и комнаты с видеоартом, инсталляции и даже VR-проекты.

Место для фотографии, правда, всё же осталось, и роль ее в проектах МАММ крайне велика. Но за все эти годы музей научил публику воспринимать фотографию не просто как отражение реальности (репортаж) или ее моделирование (глянец), но и как на ее осмысление. А это и есть одна из главных задач искусства вообще. Потому столь логичным оказалась не просто демонстрация фотографии как таковой, но и помещение ее в более широкий контекст.

Наряду с Московским музеем современного искусства и «Гаражом» МАММ стал одним из главных российских центров contemporary art во всех его проявлениях. Юбилейная экспозиция — тому пример: семь разножанровых проектов вместе создают объемную панораму арт-мира. Здесь нашлось место и традиционной живописи, и графическим циклам, и видеоарту, и инсталляциям, и оригинальной фиксации перформанса, и, конечно, фотографии. Праздничное настроение, правда, омрачается мемориальной «аркой»: первая и последняя выставки посвящены недавно ушедшим в мир иной художникам.

Едва войдя в здание, мы видим множество рисунков Никиты Алексеева — тихого концептуалиста, мастера медитативных повседневных набросков, складывающихся в серии и очаровывающих своей поэтичной обыденностью. Он, например, написал цикл изображений банановых шкурок, назвав его Practical Jokes. А другой цикл — Alphabet — построен на сопоставлении в едином умозрительном пространстве двух предметов на одну букву: apricot (абрикос) и armchair (кресло); lemon (лимон) и luggage (багаж)… Вся соль — в нарочитом искажении размеров. Фрукт может быть огромным, а чемодан рядом с ним — крошечным. Но в качестве лейтмотива везде третий элемент — солнце или луна. Такие детские, вроде бы, иллюстрации становятся размышлением о вечном.

Алексеева не стало 26 марта этого года, а 11 июля ушел из жизни еще один мэтр нонконформизма — Олег Целков. С его искусством мы встречаемся на верхнем этаже музея. На разных «полюсах» и концепции этих выставок. В противоположность сотням камерных, компактных рисунков Алексеева — 14 больших живописных полотен Целкова, преимущественно из собрания Tsukanov Family Foundation. Но даже в таком, в общем-то, скромном наборе прослеживается его эволюция, обретение фирменного образа неуклюжего великана с лицом-овалом и пухлыми руками.

Творчество Целкова и Алексеева — уже часть истории искусства. А вместе с тем и истории музея, поскольку в МАММ их работы демонстрировались неоднократно. То же справедливо и для экспонатов выставки «Первоцвет. Ранний цвет в российской фотографии. 1860—1970-е годы». Знатоки, конечно, неоднократно видели как минимум репродукции снимков Прокудина-Горского, одного из самых известных адептов цветной фотосъемки, но, кажется, впервые все эксперименты и способы работы с цветом до появления привычной цветной пленки выстроены в единую линию, где нашлось место и раскрашенным вручную кадрам Родченко, и позднейшим, вполне уже концептуальным фокусам.

Родченко, кстати, фигура особая для МАММ — музей хранит большую коллекцию его работ, это основа собрания. Было бы странно обойтись без Родченко в юбилей, но как подойти к задаче нетривиально? Выход найден. Вместо хрестоматийных черно-белых кадров — малоизвестные цветные.

От истории к современности перекидывают мостик экспозиции Сергея Шутова и Сары Мун — ныне живых авторов, которых, однако, Свиблова выставляет еще с 1990-х. Здесь можно говорить о зарождении мультимедийной темы. Видеоработы Шутова, одного из пионеров этого жанра в России, демонстрируются в темном лабиринте, превращающемся в тотальную инсталляцию. Но и широкая ретроспектива Мун — преимущественно монохромные, размытые, меланхоличные снимки, стилизованные под отпечатки XIX века — приводит зрителя к мини-кинотеатру с видеоартом: получасовой сказкой «Русалка Одервиля» по мотивам Андерсена.

Ну а за день сегодняшний в МАММ отвечают ироничные арт-дуэты ЕлиКука и МишМаш с масштабными инсталляциями. ЕлиКука предлагают зрителю измерить силу искусства на причудливо-веселых тренажерах — так Олег Елисеев и Евгений Куковеров отмечают собственный юбилей, 70 лет на двоих. Но подчеркивают, что он просрочен: дата была в 2020-м. Это хорошее напоминание, в какое непростое время мы живем. А Миша Лейкин и Маша Сумнина уже напрямую связывают свой проект с пандемией. Весь этот год они ежедневно заворачивали деревянную фигурку в форме единицы во всевозможные «одежды» из тканей, бумаги, листьев, медицинских масок, наращивая слой за слоем. Получилась медитативная фиксация времени, которое с 2020 года для многих начало идти по-новому.

Впрочем, и вся юбилейная экспозиция МАММ оказывается слепком времени — рефлексией прошлого (искусства, страны, музея) и попыткой ухватить нынешнее мгновение. Что ж, в этом деле Свиблова не уступает хорошим фотографам.

Автор — кандидат искусствоведения, обозреватель «Известий»

Позиция редакции может не совпадать с мнением автора

Читайте также
Прямой эфир