Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
В МИД Венесуэлы прокомментировали введенные Вашингтоном санкции
Армия
Штурмовые подразделения сорвали ротацию ВСУ на кураховском направлении СВО
Армия
Танкисты захватили бросивший экипаж ВСУ американский бронетранспортер М113
Мир
Госдеп снизил уровень опасности для поездок в Китай
Общество
В Госдуме хотят отнести заражение радиацией к военной травме
Мир
Шторм «Коналл» парализовал работу железных дорог на юге Великобритании
Мир
Послы ЕС поддержали завершение вхождения Румынии и Болгарии в Шенгенскую зону
Армия
Силы ПВО за ночь перехватили 25 украинских беспилотников над территорией России
Экономика
Депутат Госдумы заявил о кадровом дефиците в военно-промышленном комплексе
Мир
Советник Трампа Уолтц предложил прекращение огня на Украине на время переговоров
Армия
«Гиацинты» поразили пункт БПЛА ВСУ на каховском направлении
Мир
WSJ сообщила о неспособности Байдена потратить все выделенные Киеву средства
Общество
Аналитики узнали о росте спроса на БАДы в 2024 году
Общество
В пяти регионах возникла нехватка препаратов от рассеянного склероза
Мир
Советник Зеленского исключил возможность снижения возраста мобилизации
Мир
Журналистка рассказала об отказе CBS News провести интервью с Маском в прямом эфире
Общество
Синоптики спрогнозировали небольшой снег и гололедицу в Москве 28 ноября
Мир
Землетрясение магнитудой 5,7 произошло на острове Лусон на Филиппинах

Южный каркас

Политолог Денис Денисов — о годовщине завершения войны в Карабахе
0
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Год спустя после принятия президентом Российской Федерации Владимиром Путиным, президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым и премьер-министром Армении Николом Пашиняном Заявления о полном прекращении огня и всех военных действий в зоне нагорно-карабахского конфликта, можно констатировать, что соглашение эффективно работает и открывает дальнейший путь к всеобъемлющему урегулированию застарелой проблемы на Южном Кавказе.

Один из ключевых факторов успешной динамики завершения конфликта — присутствие в регионе российского миротворческого контингента, который был развернут согласно Заявлению, и который на протяжении последнего года обеспечивает реализацию договоренностей в сфере безопасности.

Особо следует отметить, что, если сравнивать различные миротворческие миссии за последние несколько десятилетий, проводимые конкретными государствами или объединениями стран, мало кто из них может сравниться по уровню эффективности с действиями, предпринимаемыми российским миротворческим контингентом по поддержанию компонента безопасности. Критики такой оценки всегда могут отметить конфликтные инциденты за прошедший год, однако, возвращаясь к международному опыту, можно ответственно заявить, что нет, не было и не будет процесса урегулирования конфликта, в котором человеческий фактор не играет роли, а это значит, что всегда найдутся горячие головы, желающие развить успех, или те, кто не может смириться со своим поражением.

Но подчеркнем — стратегически российский миротворческий контингент реализовывает свой мандат эффективно и профессионально, что дает основу политическому урегулированию и стабильности в регионе в целом. Как азербайджанская, так и армянская сторона признают роль России как одну из ключевых в процессе урегулирования.

Неудивительно, что основные участники конфликта за прошедший год неоднократно делали заявления о проблемах, существующих в регионе и сложностях с разрешением конфликта. Но это закономерная реакция, базирующаяся на ряде факторов, таких как политическая конъюнктура, электоральные циклы, геополитический контекст. Важно то, что за достаточно громкими заявлениями не следует эскалации и новых массовых жертв среди мирного населения региона.

На этом фоне также следует сказать о ряде международных форматов, которые призваны поддерживать процесс урегулирования. Важной остается коммуникация по линии Минской группы ОБСЕ, а полноценный запуск Платформы «3+3», состоящей из Азербайджана, Армении, Грузии, Ирана, России и Турции позволит более эффективно решать проблемы социально-экономического характера.

Сейчас на повестку дня выходят вопросы, связанные с восстановлением проблемных территорий и их экономическим развитием, а они неразрешимы без вовлечения всех ключевых игроков региона и их кооперации. В данном случае одну из ключевых ролей играет Трехсторонняя рабочая группа под совместным председательством вице-премьеров РФ, и Азербайджана и Армении.

Помимо социально-экономической сферы всё большую актуальность в процессах урегулирования конфликтов по всему миру приобретают подходы по повышению доверия сторон и восстановлению горизонтальных связей. Обладая широким арсеналом инструментов и методов, Российская Федерация может предложить своим партнерам площадки для дискуссий, модерирование диалоговых окон, фасилитацию переговоров на всех уровнях коммуникаций. Данные подходы особо важны, так как у России есть уникальный опыт и до событий 2020 года, и после по организации эффективных связей между сторонами конфликта и, что не менее важно, к Москве существует доверие и армянской, и азербайджанской стороны как к независимому партнеру.

В настоящее время есть все основания считать, что урегулирование конфликта вокруг Карабаха имеет устойчивую позитивную динамику. Если данные тренды сохранятся в среднесрочной перспективе и будут поддержаны ключевыми игроками в регионе, можно рассчитывать на стратегическую стабильность Южного Кавказа и воспринимать процесс урегулирования как модель, в рамках которой через компромисс и сотрудничество государства, имеющие свои зачастую переплетающиеся геополитические интересы, могут достигать единой цели.

Автор — директор Института миротворческих инициатив и конфликтологии, доцент Финансового университета при правительстве РФ

Позиция редакции может не совпадать с мнением автора

Читайте также
Прямой эфир