Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Здоровье
Врач рассказала о витаминах для поддержания иммунитета в сезон простуды
Происшествия
Жительница Селидово в ДНР получила тяжелое ранение после удара артиллерии ВСУ
Мир
Франция вернет Эфиопии около 3,5 тыс. археологических артефактов
Происшествия
В Калужской области иномарка на пешеходном переходе сбила насмерть двух человек
Мир
Премьер Словакии указал на невозможность победы над фашизмом без участия СССР
Спорт
Замдиректора Росгвардии вручил медали победителям соревнований по самбо в Москве
Армия
Группа ефрейтора Бухбалина зачистила опорный пункт ВСУ в зоне СВО
Мир
В Британии заявили о мечте Трампа получить Нобелевскую премию мира за Украину
Общество
Синоптики спрогнозировали небольшие осадки и гололедицу в Москве 1 декабря
Мир
Президент Грузии отказалась уходить с поста по истечении срока своих полномочий
Мир
Во Франции огромная металлическая птица упала на толпу и ранила 13 человек
Мир
Датский профессор заявил об ошибочности планов включить Украину в состав НАТО
Происшествия
Губернатор сообщил об уничтоженном БПЛА в Калужской области
Спорт
Четверо россиян вошли в комиссии Международной федерации фехтования
Спорт
Панарин помог «Рейнджерс» прервать серию поражений в НХЛ
Мир
Датский профессор назвал ошибочной концепцию обороной безопасности Запада
Спорт
Воробьев вручил награды победителям в соревнованиях по самбо
Происшествия
В Ростовской области при пожаре погибли двое взрослых и младенец

Сотворивший Чапая

Писатель Роман Сенчин — об истории, придуманной Дмитрием Фурмановым
0
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Героя фольклора придумать специально, наверное, невозможно. Из сотен и сотен персонажей устных баек, произведений литературы, изобразительного, музыкального искусства народ выбирает одного-другого и помещает их в так называемый культурный код. Одним из таких героев стал Василий Иванович — малообразованный, остроумный, смелый, обладающий своеобразной логикой, лексикой. И сегодня мы вспоминаем создателя Чапаева — Дмитрия Фурманова, чье 130-летие со дня рождения выпало на этот день.

Выше я умышленно не заключил Чапаева в кавычки. Я имею в виду не одноименный роман, а персонажа, который существенно отличается от реального красного командира. Взять хотя бы фамилию. Василий Иванович был не Чапаевым, а Чепаевым; так — через «ять» — он подписывал приказы и удостоверения. Иногда в воинских документах времен Гражданской войны его называли Чапаевым; как Чапаев, Чапай он фигурирует в дневнике Фурманова, комиссара дивизии, которой командовал Василий Иванович.

Все 1920-е и первую половину 1930-х сослуживцы комдива добивались написания его фамилии через «е»; на открытом в 1932 году в Самаре памятнике было короткое посвящение — «Чепаеву». Но после выхода фильма «Чапаев» по роману Фурманова именно фамилия главного героя стала фамилией его прототипа. Редчайший случай. Истории с Баневуром (Бонивуром), Маресьевым (Мересьевым) не идут с этой ни в какое сравнение. Чапаев-персонаж, кажется, давно и бесповоротно вытеснил действительно жившего Чепаева.

Многие считают роман Фурманова слабым в художественном отношении. Я разделяю эту точку зрения. Но и слабые произведения иногда дарят нам бессмертных героев, а то и — вспомним «Что делать?» Чернышевского — становятся руководством к действию для нескольких поколений.

Командиров дивизий Красной армии за годы Гражданской войны погибло и умерло несколько десятков. Наверняка были люди колоритнее Чапаева, не менее смелые и заслуживающие стать героями книг. Но Фурманов оказался рядом с Василием Ивановичем и сделал его, наверное, самой яркой фигурой той войны.

Николай Щорс, Александр Пархоменко, также ставшие героями литературных произведений, выглядят много тусклее. Наверное, потому, что о них писали в то время, когда возникла установка показывать героев Гражданской безупречными, чуть ли не святыми. Фурманов же писал своего «Чапаева» по горячим следам; книга вышла в марте 1923-го. Раньше «Железного потока» Серафимовича, «Разгрома» Фадеева, «Донских рассказов» Шолохова…

Вместе прослужили Фурманов и Чапаев (буду писать фамилию комдива в общепринятом варианте) совсем недолго — около пяти месяцев. Из-за служебных и личных конфликтов Фурманова перевели в Туркестан. А через месяц Чапаева и командиров штаба его дивизии убили белые.

Перевод в Туркестан для Фурманова был, конечно, судьбоносным. С одной стороны, он спас от гибели литературно одаренного человека, с другой, не позволил перерасти конфликту политработника с комдивом в настоящую вражду. А в те годы вражда зачастую разрешалась приказом «пустить в расход». Так Фурманов увез в Туркестан свой дневник со словесными портретами Чапаева, любопытство к этой фигуре. И при первой же возможности решил создать художественное произведение.

Родом из крестьян Ярославской губернии, Дмитрий Андреевич Фурманов получил отличное образование — окончил реальное училище, поступил на филологический факультет Московского университета. Правда, тогда не доучился — осенью 1914-го записался на курсы санитаров и вскоре стал сопровождать раненых на Урал, в Сибирь, затем был отправлен на турецкий фронт.

После Февральской революции был близок к эсерам-максималистам, анархистам. В июле 1918 года вступил в партию большевиков. Подавлял Ярославское восстание, воевал на Восточном фронте, в Туркестане, на Кубани. С лета 1921-го жил в Москве, снова поступил в университет.

На протяжении всей жизни Фурманов вел дневник, делал наброски, время от времени сочинял стихи. Стать писателем решил еще в ранней юности — первое стихотворение опубликовал в 1912-м. Но на литературу судьба отвела Фурманову всего четыре с небольшим года. Да и то это не была чисто писательская работа — комиссар по призванию, он и в литературе комиссарил, хотя в дневнике признавался, что хочет одного — писать. Особенно после удачи «Чапаева».

Да, дебютный роман Фурманова буквально смели с прилавков книжных магазинов, появились восторженные отклики, за первым изданием тут же последовало второе. Но сам автор понимал, что произведение получилось сырым, и позже пытался его доработать.

Признавался в дневнике за два месяца до смерти: «Мой рост, отточка мастерства за последний год, выросшая бережность и любовь к слову, бережность к имени своему — это всё не раз наводило меня на мысль переработать коренным образом «Чапая» — самую любимую мою книгу, моего литературного первенца. Мог ли бы я его сделать лучше? Мог. Могу. Помню, Бабель как-то говорил мне:

— Вся разница моих очерков и твоего «Чапаева» в том, что «Чапаев» — это первая корректура, а мои очерки — четвертая».

В школе нас не заставляли читать «Чапаева» целиком. Требовали пересказывать лишь одну главу — «Сломихинский бой». Но и она давалась непросто. Зато, помню, я с большим удовольствием прочитал тогда очерк Фурманова «Красный десант» о боевых действиях на Кубани в августе 1920-го. Очерк лаконичный, суховатый, художественных штрихов немного, и потому, наверное, они так заметны и ценны.

Благодаря работе над этой заметкой я нашел в дневнике Фурманова очень точную характеристику его «Красного десанта», которую дал приятель автора, писатель Кузьма Хохлов: «…Твоего «Красного десанта» хватило бы на огромный томище или на сотню рассказов — дурак ты, бросаешься материалом, не хранишь такую ценность!. Материал надо всегда хранить, каждую чуточку себе замечать и оставлять, а ты роскошествуешь спозаранку... Смотри, останешься на старости с пустым сундуком».

Старости у Фурманова не было. Умер в 34 года от осложнения ангины. Оставил два романа, несколько очерков и рассказов, дневник, стихи. Ну и, конечно, Чапая, который сопровождает по жизни наверняка каждого из нас, возникая то в анекдоте, то в очередной книге или новом фильме. Что ж, и это немало. Вернее, недостижимо много для большинства писателей.

Автор — писатель, лауреат премии «Ясная поляна»

Позиция редакции может не совпадать с мнением автора

Читайте также
Прямой эфир