Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Спорт
Московское «Динамо» победило «Факел» со счетом 3:1 в матче первого тура РПЛ
Спорт
«Зенит» разгромил «Крылья Советов» со счетом 4:0 в матче РПЛ
Мир
ЕС потребует доступ к британским рыболовецким водам за сближение с Британией
Спорт
ЦСКА и «Ростов» сыграли первую нулевую ничью в РПЛ в сезоне-2024/25
Мир
Глобальный сбой в работе техники затронул 8,5 млн устройств на базе Windows
Мир
Нетаньяху заявил о готовности Израиля защищаться любыми средствами
Мир
Аналитик предрек втягивание Ирана и США в конфликт после атак Израиля по Йемену
Мир
Алиев заявил о готовности мирного соглашения с Арменией на 90%
Мир
В подконтрольном Киеву Запорожье прогремели взрывы
Спорт
В МОК допустили изменение числа участников Олимпиады из России
Спорт
Гол Воробьева принес «Локомотиву» победу над «Акроном»
Мир
Взрыв прогремел рядом с полигоном минобороны Армении
Мир
Минимум 16 человек погибли в ДТП с автобусом на границе Боливии и Чили
Мир
СМИ сообщили о тревожном сигнале для Украины из-за сокращения помощи ФРГ
Армия
Минобороны России рассказало о подвигах военнослужащих ВС РФ в зоне спецоперации
Происшествия
В Белгородской области обнаружили более 100 суббоеприпасов после обстрелов ВСУ
Мир
В Госдуме уличили Украину в шантаже Венгрии
Общество
В Омске пять частных домов сгорели при пожаре из-за аварии на газопроводе
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Кандидатуру нового художественного руководителя МХАТ имени Горького Минкультуры утвердит после консультаций с профессиональным сообществом, сообщили «Известиям» в ведомстве. 1 ноября о своей отставке объявил худрук театра Эдуард Бояков. Недавно назначенный гендиректор МХАТа Владимир Кехман уже заявил, что спектаклей с приглашенными актерами на Тверском бульваре больше не будет, и признался в любви к Татьяне Дорониной. Представители театральной Москвы по-разному оценили деятельность бывшего худрука. «Известия» выяснили, как изменился МХАТ имени Горького в период руководства Боякова и кто из деятелей культуры может занять его место.

Артисты вдохновлены

Меньше недели назад — 27 октября — генеральным директором МХАТ имени Горького был назначен Владимир Кехман, а 1 ноября художественный руководитель театра Эдуард Бояков на своей странице в Facebook объявил, что покидает театр. По его словам, директор предложил ему написать заявление об уходе. «Я это сделал, несмотря на то что у меня пятилетний контракт. Устраивать оппозицию или фронду в ситуации, когда руководство не хочет со мной работать, не в моих правилах. Озвученная Кехманом причина — мое отношение к Дорониной», — написал он.

Другие аспекты разговора худрук комментировать отказался, добавив, что благодарен всем, кто с ним сотрудничал все эти три года. Он также пожелал МХАТ имени Горького «успехов и развития», обещал сообщить о своих дальнейших профессиональных планах и резюмировал, что «тема закрыта».

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Андрей Эрштрем

Представление нового гендиректора труппе состоялось уже после увольнения худрука. Владимир Кехман, комментируя для «Известий» итоги собрания, отметил, что все артисты вдохновлены и никакого конфликта больше нет.

Мы сегодня встречались с режиссером театра, непосредственно ведущим основные спектакли, — поделился он. — Очень надеюсь, что мы до конца года сможем спокойным образом доработать репертуар именно для труппы, без приглашенных артистов. Я также спросил его об одном уникальном спектакле театра, в котором была задействована вся труппа — 120 человек. Если у нас получится возобновить его, это будет сенсация.

Владимир Кехман отметил, что очень ждет встречи с Татьяной Дорониной и надеется услышать от нее пожелания по руководству театром.

— Она всегда была лицом МХАТа, она — единственная из здравствующих великих мхатовцев, — подчеркнул гендиректор. Поэтому я очень надеюсь, что до конца года мы сможем увидеться с ней и сформулировать наше видение по поводу того, как дальше будет развиваться театр.

В Минкультуры, учредителе МХАТа, на вопрос «Известий» ответили, что о решении худрука уволиться узнали из СМИ и оно стало для них абсолютной неожиданностью.

Разумеется, согласно уставу директор театра должен согласовать с учредителем кандидатуру нового художественного руководителя. А мы, в свою очередь, обсудим эту кандидатуру с профессиональным сообществом, — отметили в ведомстве.

Фото: ТАСС/Руслан Шамуков

Опрошенные «Известиями» деятели культуры по-разному оценили деятельность Эдуарда Боякова в должности худрука. Заслуженный артист России, художественный руководитель Театра имени Пушкина Евгений Писарев заметил, что МХАТ имени Горького и его театр расположены напротив друг друга через дорогу и их традиционно называют театр-Пушкин и театр-Дантес.

Раньше наш визави напоминал склеп, а с приходом Эдуарда Боякова мы немножко заволновались, — признался Евгений Писарев. — Там появились яркие витрины, боксы горящие, публика стала толпиться у входа. По внешними вещам могу судить, что там кипела жизнь, это точно. И туда пришли работать приличные артисты.

Народный артист России, худрук Театра «Школа Современной пьесы» Иосиф Райхельгауз считает, что до прихода Эдуарда Боякова МХАТ имени Горького напоминал стоячее много десятилетий «болото», а худрук там создал жизнь, туда потянулись зрители, они стали покупать билеты, о МХАТе принялись спорить, в этот театр отдал свой роман Водолазкин.

Для писателя Евгения Водолазкина увольнение Эдуарда Боякова тоже стало неожиданностью. Он отметил, что во МХАТе идет успешная постановка по его роману «Лавр» и в любом его комментарии, вероятно, могут усмотреть личную заинтересованность, но как простой зритель он уверен, что Бояков совершил, казалось бы, невозможное: за три года сделал театр популярным. По словам писателя, не все решения худрука были ему близки, но не ошибается, как известно, тот, кто ничего не делает.

Спектакль «Лавр»

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Зураб Джавахадзе

Среди главных ошибок Боякова эксперты называют разрыв отношений с президентом МХАТа Татьяной Дорониной и конфронтацию с преданной ей частью труппы. Народная артистка не была в театре с января 2018 года, а в Сети периодически появлялись якобы подписанные ею письма, адресованные руководству страны, с просьбой уволить худрука.

Отрицательно сказалось на репутации худрука и сотрудничество с популярной телеведущей Ольгой Бузовой, приглашенной в спектакль «Чудесный грузин». Противники Боякова сочли, что персонажам такого рода не место на академической сцене. Кроме того, теперь уже бывший худрук наряду с приглашением действительно крупных режиссеров доверял постановки и тем, чей профессиональный уровень не соответствовал статусу МХАТа.

Эдуарду Боякову есть за что сказать спасибо, даже большое спасибо, — заметил в беседе с «Известиями» ректор ГИТИСа Григорий Заславский. — Прежде всего, за само здание: он поменял кресла в зале, обновил фойе, сделал с помощью мониторов так, что это здание стало обращать на себя внимание. Кроме того, он привлек новую аудиторию. На спектакль Андрея Кончаловского «Сцены из супружеской жизни» билеты в партер раскупали полностью, от первого до последнего ряда. И в то же время он сделал многое, чтобы это решение об увольнении было принято. В первую очередь это расхождение слов с делами. Когда его приглашали во МХАТ, была идея о совместном управлении с Татьяной Дорониной. Но этого не сложилось. Было бы логично, чтобы он приглашал многих крупных режиссеров, но зачастую он давал карт-бланш тем фигурам, которые этого не заслуживали. При этом он начал активно ставить сам, не имея профессионального режиссерского образования, что для такого театра, как МХАТ, — нонсенс.

Фото: ТАСС/Вячеслав Прокофьев

22 спектакля

За период руководства Боякова во МХАТе имени Горького было поставлено 22 спектакля, притом что театр закрывался в связи с локдауном.

Эдуард Бояков работал системно: у него и его команды была программа — то, можно назвать репертуарной идеей, — считает театральный обозреватель «Известий», доктор искусствоведения Светлана Наборщикова. — В приоритете были современная и классическая русская драматургия и литература, поданная в разных жанрах и форматах, а вишенкой на торте — реконструкция мхатовских спектаклей.

По словам эксперта, была у МХАТа Боякова и потребность в том, что достаточно редко встречается в наших театрах и что психологи называют контекстным мышлением. Например, с реконструкциями «Трех сестер» и «Вишневого сада» корреспондировала постановка «Мифический муж и его собака», рассказывающая об эпохе создания этих спектаклей и взаимоотношениях Чехова с Московским Художественным театром. К «Трем сестрам» отсылает и «Розовое платье» — о судьбе одной из героинь чеховской пьесы.

Кроме того, отмечает Светлана Наборщикова, в заслугу худруку можно поставить творческое освоение мхатовских пространств: сценой в огромном здании становились не только специальные площадки, но и другие помещения.

Согласно уставу театра, нового худрука должен принять на работу директор, предварительно согласовав кандидатуру с Минкультуры. В здании на Тверском бульваре может быть и один руководитель — директор, поскольку по уставу МХАТ имени Горького — театр директорский.

Фото: РИА Новости/Сергей Пятаков

По мнению Иосифа Райхельгауза, директорский театр — это всегда плохо, поскольку спектакли создают режиссеры, а театры — главные режиссеры и художественные руководители. Евгений Писарев на вопрос, кто бы мог возглавить МХАТ имени Горького, ответил, что есть замечательные режиссеры, которые не имеют своего театра: Дмитрий Крымов, Юрий Бутусов. Но это люди авторского театра, а в такой, как МХАТ, должен приходить человек со своей общественной позицией, культурной значимостью, даже узнаваемостью. Идеально, чтобы это был художник с широкими взглядами, который не будет строить монотеатр, окажется открытым к разному, новому.

— У меня один кумир в плане художественного руководства — Олег Павлович Табаков, но где такого взять? — задался риторическим вопросом режиссер.

На закрытом собрании труппы, где гендиректор был представлен коллективу, он, по словам очевидцев, обозначил один из своих приоритетов — музыкально-драматические спектакли, поскольку большая сцена изначально проектировалась в том числе как оперная, концертная. И пообещал устроить во МХАТ имени Горького «новый Зальцбург». Кроме того, в Сети разошлось видео, опубликованное главным редактором RT Маргаритой Симоньян. На нем Владимир Кехман снимает со стены портрет Эдуарда Боякова и обращается к Татьяне Дорониной: «Татьяна Васильевна! Смотрите, смотрите! Оп! И нет его. Люблю вас очень. Спасибо за всё».

Прямой эфир