Количество самозанятых в России превысило порог в 3 млн. человек в сентябре 2021 года. За штатного сотрудника работодатель платит 13% налога на доход (удерживается с зарплаты работника) и еще порядка 38,5% страховых взносов. Самозанятый платит налог самостоятельно. Поэтому экономически с таким исполнителем компаниям выгоднее иметь дело.
Опрос, проведенный hh.ru и YouDo осенью 2021 года, показал, что почти половина (45%) самозанятых сотрудничает с юрлицами. Бизнес тоже проявляет интерес к таким работникам. Треть опрошенных компаний уже сотрудничают с самозанятыми, а 43% планируют начать в ближайшее время.
Среди преимуществ работы с самозанятыми представили бизнеса назвали выгодные условия и низкую налоговую ставку (62%). 59% респондентов отметили простой документооборот и быстроту оформления. Некоторые компании по-прежнему опасаются сотрудничать с плательщиками налога на профессиональный доход. И вот почему.
Во-первых, налоговики и трудовая инспекция могут усмотреть в работе с самозанятым «подмену трудовых отношений». Ее определяют по размытости формулировок договора, отсутствию технического задания для исполнителя. Квалификация отношений как трудовых, а не гражданско-правовых приводит к доначислению налогов и взносов за весь период сотрудничества, плюс пени. Получаются огромные суммы.
Во-вторых, до сих пор не все компании понимают, как правильно оформлять отношения с самозанятыми, что нужно прописать в договоре, акте приемки работ и насколько эти документы должны быть детализированы. После неприятных налоговых проверок со штрафами бизнес быстро учится и не забывает фиксировать любые факты хозяйственной деятельности.
Также исполнитель может не выдать чек на оплату работы, потому что не хочет. Тогда компании нужно писать жалобу в налоговую инспекцию, с договором и актом выполненных работ в руках (хорошо, если они есть) доказывать, что заказ на работу действительно был. Крупные заказы бизнес просто боится отдавать плательщикам налога на профдоход: с них не взыщешь большой штраф за срыв сроков исполнения, за разглашение конфиденциальной информации. В отличие от ООО, у физического лица может не быть никакого имущества.
После потери статуса такой исполнитель автоматически станет считаться обычным фрилансером компании, для которого заказчик услуг будет налоговым агентом, а значит, будет должен удержать налог на доход физического лица и оплатить за него страховые взносы. А если это не будет сделано, то компании грозит доначисление и пени.
Самозанятым доверяют меньше, чем индивидуальным предпринимателям. Это предубеждение, но оно основано на сомнении: если у предпринимателя серьезные намерения, почему он не регистрирует ИП с возможностью найма сотрудников?
От победы над всеми этими предубеждениями выиграют и бизнес, и самозанятые. Работодателям очень удобно сотрудничать именно с такой категорией исполнителей. Поэтому именно им в первую очередь нужно корректно использовать этот налоговый режим, а не переводить на него фактически штатных сотрудников. Это должны быть высококлассные специалисты, сотрудничающие с несколькими компаниями. Пока зачастую исполнители открывают самозанятость под конкретного заказчика.
Режим самозанятости будет меняться. Как минимум, нужно решить вопрос с социальным страхованием таких людей, исчислением трудового стажа и пенсионных отчислений. Нужно менять и планку годового заработка в 2,4 млн рублей: с момента запуска нового режима прошло два года, а предельная сумма заработка так и не изменилась.
В целом в работе с самозанятыми нет ничего сверхъестественного. Исполнитель должен убедиться, что его деятельность не входит в список запрещенных для такого статуса. Заказчик должен получить от него справку о постановке на учет в налоговой или проверить статус на сайте ФНС.
Основа сотрудничества — гражданско-правовой договор с описанием задания и требуемого результата. В интересах заказчика предусмотреть в договоре ответственность за непредоставление чека и обязанность сообщать об утере статуса.
После завершения работы нужно заплатить и получить чек, проверить, что название компании в нем и ее ИНН указаны верно.
Автор — юрист hh.ru, эксперт по трудовому праву
Позиция редакции может не совпадать с мнением автора