В отрасли назвали причины роста цен на дизтопливо

Предстоящей зимой точно произойдет достаточное значительное повышение цен на зимнее дизельное топливо, что обусловлено рядом факторов. Об этом заявил «Известиям» Алексей Поляков, управляющий партнер и генеральный директор компании-лицензиара даунстрим-технологий PetroBright, комментируя текущее подорожание стоимости топлива в среду, 20 октября.
Оптовая цена межсезонного дизтоплива по территориальному европейскому индексу в ходе торгов на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже (СПбМТБ) накануне выросла до 52 560 рублей за тонну, обновив трехлетний рекорд. Зимний дизель подорожал до 55 555 рублей за тонну, летний — до 51 434 рублей. По данным на 13:45 мск среды, зимнее дизельное топливо на этой бирже стоит 55 785 рублей за тонну, летнее — 51 767 рублей за тонну.
«Честно сказать, мы ожидали роста цен на зимнее дизельное топливо еще прошлой зимой», — рассказал Поляков.
По его словам, подрожание происходит, во-первых, из-за регулирующего воздействия: с прошлого января 2021 года было введено требование, которое теперь не допускает «суррогаты» зимнего дизеля, произведенные не по стандартам качества, называть зимним дизельным топливом.
Кроме того, по словам эксперта, большинство мелких и средних нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) с учетом сроков и стоимости технического оборудования так и не смогли ввести установки по производству качественного зимнего дизтоплива. В связи с этим положение мелких и средних НПЗ, и так достаточно шаткое, усугубилось: выпадение из производства хотя бы одного из основных продуктов еще больше обедняет такие заводы, пояснил он.
Третьей причиной подорожания топлива, которую Поляков назвывает «не такой очевидной», является «активное развитие северных проектов», которое на этапе строительства требует большего количества зимнего топлива.
12 октября Российский топливный союз (РТС, объединяет розничных операторов топливного рынка) обратился к премьер-министру Михаилу Мишустину во второй раз за год в связи со сложной ситуацией в ценообразовании на топливном рынке, указав на возможное усугубление существующих проблем в 2022 году. По данным союза, за январь–сентябрь 2021 года оптовые цены на топливо выросли на 27–30% в зависимости от марки, что в несколько раз больше величины, на которую увеличились розничные цены.
Там отметили, что с 1 января планово вырастут на 4% ставки акцизов на легковые автомобили, а также на бензины, дизельное топливо и моторные масла. Увеличится индикативная цена (оптовая цена, которую устанавливает правительство) в формуле демпфера для бензина и дизельного топлива, а экспортные пошлины на светлые нефтепродукты снизятся.
В РТС рекомендовали правительству для приведения оптовых цен в соответствие с розничными с 1 января 2022 года вернуться к формуле расчета демпфера по автобензинам, действовавшей во второй половине 2019-го, и для дизтоплива, действовавшей в 2020-м. Там предложили повысить экспортные пошлины на светлые нефтепродукты, уменьшить процент роста цены на нефтепродукты, при которой демпфер обнуляется, и увеличить нормативы биржевых продаж минимум до 15% для бензинов и до 10% — для дизтоплива.
В конце сентября «Известия» со ссылкой на Независимый топливный союз (НТС) и ассоциацию «Надежный партнер» (объединение производителей и продавцов энергоресурсов) сообщали, что в этом году производители зимнего дизельного топлива могут начать платить дополнительный акциз. Речь идет об изготовлении смеси летнего дизеля и авиакеросина. При реализации это топливо облагается акцизом, подтвердили «Известиям» в Минфине.
Представители бизнеса рассказали, что власти уже разъясняли, что платить сбор при производстве дизтоплива не нужно. Однако производители уже стали получать от ФНС письма, в которых компаниям насчитали налоги за 2018–2020 годы. Теперь в НТС опасаются, что выпуск зимнего дизеля станет нерентабельным и в ряде регионов может возникнуть его дефицит. В Минэнерго таких рисков не увидели.