Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
Путин отметил вклад СК в обеспечение правопорядка в Донбассе и Новороссии
Общество
Более 40% россиян рассказали о своих ожиданиях повышения зарплаты в 2025 году
Мир
Глава МИД Ирана прокомментировал всеобъемлющий договор с Россией
Армия
Расчеты FPV-дронов группировки войск «Север» уничтожили бронетехнику ВСУ
Мир
The Times of Israel сообщила о достижении договоренности между Израилем и ХАМАС
Мир
В Эстонии предложили законопроект о закрытии границ с РФ
Экономика
Почти каждый второй терминал в РФ сможет принимать оплату лицом к 2026 году
Мир
Президента Южной Кореи Юн Сок Ёля арестовали
Происшествия
Землетрясение магнитудой 4,6 произошло на Камчатке
Интернет и технологии
ИИ обнаружит опасный контент в Telegram быстрее аналитиков
Мир
WSJ узнала о планах Трампа подписать указы по поддержке нефтегазовой отрасли США
Общество
В Гидрометцентре спрогнозировали облачность и гололедицу в Москве 15 января
Мир
В Белом доме заявили о планах достичь сделки по конфликту в Газе до 20 января
Наука и техника
В РФ создали установку для супероднородных смесей
Армия
Военные мотострелковой бригады рассказали о работе на рыльском направлении
Общество
Композитору Максиму Дунаевскому исполнилось 80 лет
Общество
Каждый третий опрошенный россиянин запланировал смену места работы в 2025 году
Мир
В Нидерландах минимум 12 человек заразились гепатитом из-за голубики

Срез интересов

Маркетолог Лейла Салиева — о перспективах регулирования рекомендательных алгоритмов в соцсетях
0
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

На прошлой неделе стало известно, что Госдума разрабатывает законопроект, согласно которому пользователям разрешат отключать интеллектуальные системы рекомендаций в соцсетях. Это важная тема, поскольку затрагивает интересы граждан и на выходе имеет серьезное влияние как на экономическую, так и в некоторой степени социально-политическую сферы.

На пользовательском уровне инициатива технически вполне реализуема: интерфейс будет аккуратно изменен, добавятся новые элементы для взаимодействия с людьми, а контроль за контентом усилен. Другое дело, что формирование «ленты» по новым правилам без существующих на сегодняшний день алгоритмов потребует кардинальных изменений как на уровне программного обеспечения, так и на уровне базовых принципов отбора и предоставления информации пользователям, то есть придется создать новый механизм формирования новостных лент.

Давайте вспомним, как было «на заре» соцсетей. Контент шел единым потоком, важные вещи терялись, многие сообщения многократно дублировались, а львиная доля поступающей информации была не релевантна интересам конкретного пользователя. Но даже тогда в основе лежали пусть и не совершенные, но реально работающие алгоритмы, которые все мы использовали длительное время.

Ведущие ИТ-компании постоянно их совершенствовали, вкладывая в эти разработки миллиарды, создавали механизмы фильтрации контента, способы ограничения доступа к информации по возрастному признаку и не только. Теперь же мы должны либо откатиться назад в технологическом плане, либо создать новую технологическую информационную среду, открытую и понятную для пользователя, разработчика рекламодателя и государства.

С точки зрения финансовых вложений воплощение этой инициативы тоже будет непростым. Насколько бизнес и государство действительно готовы вкладывать средства в глобальную реализацию таких проектов? Если да, то речь пойдет о десятках миллиардов долларов, поскольку ИТ-алгоритмы сегодня глобальны — они работают не в масштабах отдельной страны, а пронизывают весь мир.

В конце концов, как не допустить распыления этих усилий без достижения результата? Думаю, что решение есть. Чтобы проект такого масштаба состоялся, нужны три вещи: реальное финансирование (прежде всего на уровне владельцев платформ); стандартизация (когда базовые принципы предоставления и фильтрации контента унифицированы, предсказуемы и не допускают какого-либо манипулирования); реальный общественный контроль через механизм предоставления исходных кодов применяемых алгоритмов.

Кажется, что это либо утопия, либо долгострой. Однако только в таком формате можно будет добиться результата и убрать саму возможность возникновения социальных конфликтов в этой сфере.

Крайне важно, чтобы, взвалив на себя огромную задачу, мы могли бы использовать лучшие существующие наработки и практики и интегрировать их в новую реальность, а не изобретать велосипед, как это часто бывает.

В мире давно существуют инструменты для организации правильного взаимодействия поставщика товаров и услуг и конечного потребителя. Сейчас это всегда «цифра». В определенной степени каждый из нас уже сегодня может управлять получением информации из нужных каналов, по нужным запросам, фокусировать и агрегировать только полезное. Пока эти механизмы несовершенны, но все-таки они работают. Альтернативными «инструментами» рекомендаций сегодня выступают блогеры, артисты и всевозможные лайфаки.

Если совместными усилиями всех участников подобный опыт удастся экстраполировать на глобальные соцсети и единую информационную среду, то в итоге выиграют все: создатель соответствующих решений расширит свою сферу деятельности, запустит дополнительные услуги и сможет адаптировать «подборки» контента по множеству параметров (от географии до историко-культурных традиций), государство получит возможность активнее и точнее защищать своих граждан от любых форм экстремизма, а пользователю, основному бенефициару, станет доступна точная информация и будет обеспечено отсутствие «шлака», экономия времени, а в ряде случаев и дополнительные способы заработка.

Уже сейчас есть первые подвижки на этом пути: так устроены контекстная реклама, специализированные социальные сети, сфокусированные на точном проверенном реальном контенте, и механизмы подбора выверенных рекламных площадок в блогосфере. И все же каждый из этих каналов до сих пор работает по отдельности. Соцсети же являются объединяющим звеном всех этих возможностей. И аудитория здесь поистине огромна. Значит, и уровень ответственности компаний, которые будут реализовывать такую трансформацию, несопоставимо выше. Мировая экономика к этому готова, квалификация ИТ-гигантов — тоже. Потребителю это тем более необходимо. Важно лишь, насколько быстро мы сможем добиться реального результата.

Автор — директор по маркетингу платформы для рекламодателей и блогеров Epicstars

Позиция редакции может не совпадать с мнением автора

Читайте также
Прямой эфир