На прошлой неделе стало известно, что Госдума разрабатывает законопроект, согласно которому пользователям разрешат отключать интеллектуальные системы рекомендаций в соцсетях. Это важная тема, поскольку затрагивает интересы граждан и на выходе имеет серьезное влияние как на экономическую, так и в некоторой степени социально-политическую сферы.
На пользовательском уровне инициатива технически вполне реализуема: интерфейс будет аккуратно изменен, добавятся новые элементы для взаимодействия с людьми, а контроль за контентом усилен. Другое дело, что формирование «ленты» по новым правилам без существующих на сегодняшний день алгоритмов потребует кардинальных изменений как на уровне программного обеспечения, так и на уровне базовых принципов отбора и предоставления информации пользователям, то есть придется создать новый механизм формирования новостных лент.
Давайте вспомним, как было «на заре» соцсетей. Контент шел единым потоком, важные вещи терялись, многие сообщения многократно дублировались, а львиная доля поступающей информации была не релевантна интересам конкретного пользователя. Но даже тогда в основе лежали пусть и не совершенные, но реально работающие алгоритмы, которые все мы использовали длительное время.
Ведущие ИТ-компании постоянно их совершенствовали, вкладывая в эти разработки миллиарды, создавали механизмы фильтрации контента, способы ограничения доступа к информации по возрастному признаку и не только. Теперь же мы должны либо откатиться назад в технологическом плане, либо создать новую технологическую информационную среду, открытую и понятную для пользователя, разработчика рекламодателя и государства.
С точки зрения финансовых вложений воплощение этой инициативы тоже будет непростым. Насколько бизнес и государство действительно готовы вкладывать средства в глобальную реализацию таких проектов? Если да, то речь пойдет о десятках миллиардов долларов, поскольку ИТ-алгоритмы сегодня глобальны — они работают не в масштабах отдельной страны, а пронизывают весь мир.
В конце концов, как не допустить распыления этих усилий без достижения результата? Думаю, что решение есть. Чтобы проект такого масштаба состоялся, нужны три вещи: реальное финансирование (прежде всего на уровне владельцев платформ); стандартизация (когда базовые принципы предоставления и фильтрации контента унифицированы, предсказуемы и не допускают какого-либо манипулирования); реальный общественный контроль через механизм предоставления исходных кодов применяемых алгоритмов.
Кажется, что это либо утопия, либо долгострой. Однако только в таком формате можно будет добиться результата и убрать саму возможность возникновения социальных конфликтов в этой сфере.
Крайне важно, чтобы, взвалив на себя огромную задачу, мы могли бы использовать лучшие существующие наработки и практики и интегрировать их в новую реальность, а не изобретать велосипед, как это часто бывает.
В мире давно существуют инструменты для организации правильного взаимодействия поставщика товаров и услуг и конечного потребителя. Сейчас это всегда «цифра». В определенной степени каждый из нас уже сегодня может управлять получением информации из нужных каналов, по нужным запросам, фокусировать и агрегировать только полезное. Пока эти механизмы несовершенны, но все-таки они работают. Альтернативными «инструментами» рекомендаций сегодня выступают блогеры, артисты и всевозможные лайфаки.
Если совместными усилиями всех участников подобный опыт удастся экстраполировать на глобальные соцсети и единую информационную среду, то в итоге выиграют все: создатель соответствующих решений расширит свою сферу деятельности, запустит дополнительные услуги и сможет адаптировать «подборки» контента по множеству параметров (от географии до историко-культурных традиций), государство получит возможность активнее и точнее защищать своих граждан от любых форм экстремизма, а пользователю, основному бенефициару, станет доступна точная информация и будет обеспечено отсутствие «шлака», экономия времени, а в ряде случаев и дополнительные способы заработка.
Уже сейчас есть первые подвижки на этом пути: так устроены контекстная реклама, специализированные социальные сети, сфокусированные на точном проверенном реальном контенте, и механизмы подбора выверенных рекламных площадок в блогосфере. И все же каждый из этих каналов до сих пор работает по отдельности. Соцсети же являются объединяющим звеном всех этих возможностей. И аудитория здесь поистине огромна. Значит, и уровень ответственности компаний, которые будут реализовывать такую трансформацию, несопоставимо выше. Мировая экономика к этому готова, квалификация ИТ-гигантов — тоже. Потребителю это тем более необходимо. Важно лишь, насколько быстро мы сможем добиться реального результата.
Автор — директор по маркетингу платформы для рекламодателей и блогеров Epicstars
Позиция редакции может не совпадать с мнением автора