В конце сентября в России стартовала новая программа поддержки цифровизации малого и среднего бизнеса. В рамках федерального проекта «Цифровые технологии» на субсидирование софта для МСП предусмотрено 7 млрд рублей до конца 2024 года.
Купить программное обеспечение за полцены сможет любая организация или ИП из реестра МСП: главное, чтобы среднесписочная численность работников за предыдущий год составляла не более 250 человек, а выручка — не более 2 млрд рублей.
В период кассовой реформы государство уже компенсировало предпринимателям расходы за покупку онлайн-касс. Малые предприятия, которые зарегистрировали их до 1 июля 2019 года, могли оформить налоговый вычет в размере 18 тыс. рублей за каждую кассу. Реформа помогла построить инфраструктуру для цифровизации торговли и прозрачной экономики. Следующий, еще более сложный и длительный этап — автоматизация бизнес-процессов малых предприятий. И без поддержки государства здесь тоже не справиться.
Пять лет назад практически весь малый бизнес вел учет вручную, буквально в тетрадках. Вместе с интернетом и смарт-терминалами на торговых точках возникла возможность автоматизировать бизнес. Появились простые, удобные и недорогие облачные сервисы, которые можно скачать прямо на кассу. Но внедряют эти технологии пока не очень активно. Например, опыт «Эвотора» показывает, что только 17% малых предпринимателей используют товароучетные программы, а 26% — программы лояльности. Но понемногу ситуация меняется. Если несколько лет назад на смарт-терминале в среднем использовалось один-два сервиса, то сейчас ― три-пять, в зависимости от региона. К примеру, в Хабаровском крае на смарт-терминале в среднем пять приложений, в Москве ― четыре, в Краснодарском крае ― три.
Малый бизнес тратит на покупку облачных сервисов 10–15 тыс. рублей в год в расчете на одну кассу. Но для полноценной автоматизации этого недостаточно. Один из основных барьеров цифровизации в России — у предпринимателей не хватает ресурсов на покупку софта. Многие ведут бизнес на грани рентабельности. Внедрение товарного учета и программ лояльности, прогнозирование продаж и автоматизация закупок могут помочь повысить маржу и прибыль, но потребуют дополнительных вложений. Получается замкнутый круг: нет денег — нет цифровизации — нет денег. Поддержка государства поможет этот круг разорвать. Новую программу я бы назвал «цифровой субсидией».
Минцифры рассчитывает помочь предпринимателям повысить эффективность и масштабировать бизнес. Если у вас одна маленькая торговая точка — вы еще можете контролировать бизнес вручную, на глазок оценивать наличие товара на полках. Если две-три — без автоматизации уже не обойтись.
Благодаря программе предприниматели смогут купить за 50% стоимости софт для автоматизации бизнес-процессов (ERP), ПО для электронного документооборота, ПО для управления отношениями с клиентами (CRM), инструменты для создания сайтов (CMS) и т.д. Власти планируют предложить малому бизнесу более 400 тыс. лицензий на облачное ПО по субсидируемой цене. Получателями поддержки станут не сами предприниматели, а разработчики. В список субсидируемого софта могут попасть только облачные сервисы, включенные в единый реестр российского ПО.
За распределение субсидий и отбор участников программы отвечает Российский фонд развития информационных технологий. Он принимает заявки от разработчиков до 10 декабря. Несмотря на то что цифровизации МСБ по большому счету всего несколько лет, облачных сервисов для предпринимателей уже очень много. Качество этих сервисов — другой вопрос. Многие из разработчиков в отсутствие массового спроса со стороны предпринимателей зарабатывают в других сегментах и не видят смысла инвестировать в повышение качества продуктов для МСБ.
«Цифровая субсидия» поддержит не только малый и средний бизнес, но и самих разработчиков. Субсидии государства помогут увеличить спрос на облачные сервисы. Разработчики будут больше вкладывать в создание новых полезных сервисов и развивать существующие продукты. В конечном счете выиграют и ИТ-отрасль, и малый бизнес.
Чтобы программа поддержки цифровизации заработала, о ней должен узнать каждый предприниматель. Но нужна не только информационная, но и масштабная просветительская кампания об эффективности технологий с реальными кейсами предпринимателей, меняющих свой бизнес. Ведь большинство представителей МСБ плохо разбирается в технологиях и не понимает, как оценивать их полезность.
Автор — генеральный директор компании «Эвотор» Андрей Романенко
Позиция редакции может не совпадать с мнением автора