Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
МИД Китая отреагировал на обвинения в шпионаже со стороны Германии
Общество
Путин призвал уделить внимание вопросам межнационального согласия
Общество
Шойгу предупредил о последствиях ударов ВСУ по Запорожской АЭС
Мир
МИД назвал слова Пелоси о протестующих в США уничижительным отношением к демократии
Мир
В бундестаге возмутились прославлением Бандеры на Украине
Мир
Пентагон назвал сроки прибытия самолетов F-16 и обученных пилотов на Украину
Экономика
ЦБ РФ надеется на завершение этим летом массовой льготной ипотеки
Мир
МИД назвал целью визита Кэмерона в Узбекистан нанесение ущерба РФ
Мир
Представитель Госдепа ушла в отставку из-за несогласия с политикой США в Газе
Мир
Захарова указала на рост уровня ядерной опасности из-за политики Запада
Мир
На Западе усомнились в возвращении Украины к границам 2014 года
Общество
Подносова провела заседание комиссии при президенте по вопросам назначения судей
Экономика
В ЦБ заявили об отсутствии влияния возможной конфискации активов РФ на финстабильность
Мир
Совет ЕС на год продлил санкции в отношении 11 физлиц молдавской оппозиции
Общество
Минфин сообщил о продлении семейной ипотеки для семей с детьми до шести лет
Мир
Блинкен призвал к здоровой экономической конкуренции между США и КНР

Отложенный рост

Президент ЦСР Владислав Онищенко — о причинах скачка инфляции
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Инфляция в России начала ускоряться с середины прошлого года и в августе 2021-го составила 6,7%, что стало максимальным значением за пять лет (с августа 2016 года). Судя по недельным данным Росстата, в сентябре рост продолжается и инфляция превысит 7,1–7,2%. Быстрее всего растут цены на продовольственные (9,2% г/г в августе) и непродовольственные товары (8% г/г), в то время как в услугах рост стоимости носит более ограниченный характер (4,2% г/г). Однако как Банк России, так и Минфин ожидают, что уже в 2022 году инфляция вернется к уровням 4–4,5%.

Повышенные темпы роста цен связаны в первую очередь с глобальными факторами. Отложенный спрос в мире оказался настолько значительным, что производство и логистика не смогли в короткие сроки обеспечить сопоставимый уровень предложения. В результате стоимость энергоносителей (+78% г/г в августе по индексу Всемирного банка), удобрений (+72%), металлов (+43%), продовольствия (+33%), и других товаров на мировых рынках продемонстрировала стремительный рост в 2021 году, а цена морских перевозок побила рекорды (индекс Baltic Dry в сентябре достиг максимумов за 13 лет из-за нехватки судов и портовых мощностей).

В России эти тенденции усилились увеличением издержек производства и логистики, вызванных дефицитом трудовых мигрантов и ослаблением курса рубля. Нехватка дешевой рабочей силы отмечается во многих отраслях: АПК, строительстве, обрабатывающей промышленности, транспортировке, торговле и др., что провоцирует рост зарплаты без увеличения производительности труда и выпуска. В 2020 году произошло и существенное ослабление российской валюты (средний курс доллара был на 11% выше уровней 2019 года), однако перенос в потребительские цены произошел со временным лагом в связи с коронавирусными ограничениями.

Банк России отреагировал на рост цен ужесточением денежно-кредитной политики: с марта ключевая ставка была повышена с 4,25% до 6,75%. Причем на последнем заседании был дан сигнал, что регулятор рассматривает дальнейшее повышение на ближайших заседаниях. Профессиональные участники финансового рынка ожидают увеличения ключевой до 7,25–7,5% уже к концу года. Кроме того, Банк России планирует начать вводить прямые запреты в потребительском кредитовании.

В этом случае вновь встает вопрос о нахождении баланса между экономическим ростом и борьбой за снижение инфляции. Международное рейтинговое агентство S&P Global Ratings ожидает роста ВВП России в 2021 году на уровне 4%, однако уже в 2022-м темпы замедлятся до 2,6% на фоне ослабления внутреннего спроса в условиях жесткой денежно-кредитной политики Банка России. Эксперты S&P отмечают, что нефтегазовый экспорт продолжит постепенно повышаться, в то время как в других секторах рост замедлится вместе с охлаждением глобального спроса. Кроме того, высокие процентные ставки будут сдерживать инвестиционный интерес.

Учитывая, что Банк России оценивает лаг трансмиссионного механизма денежно-кредитной политики в 3–6 кварталов, влияние глобальных факторов на инфляцию к тому моменту может ослабнуть по мере стабилизации ситуации с отложенным мировым спросом на товары и услуги. Вероятно, рост цен могли бы притормозить другие точечные меры. В частности, по сокращению дефицита трудовых мигрантов, увеличению объемов реализации топлива на бирже и стабилизации ситуации на топливном рынке, ограничению и переносу сроков индексации тарифов РЖД и на электроэнергию, ослаблению продовольственного эмбарго.

Кроме того, проектом федерального бюджета на 2022 и плановый период 2023 и 2024 годов заложены принципы «нормализации» бюджета, реализация которых должна, в том числе, привести к стабилизации инфляционных ожиданий и возврату к таргетируемому уровню инфляции в 4%. Среди прочего, основные направления бюджетной политики предполагают возврат к обычным параметрам бюджетного правила — направление на расходы только базовых нефтегазовых доходов и ограничение структурного дефицита казны.

Однако таргетирование инфляции не должно стать барьером к опережающему экономическому развитию, значение которого особенно возрастает после продолжительного периода кризисных явлений в экономике. Расходы на инфраструктурные проекты, софинансирование и гарантирование проектов в несырьевых отраслях экономики должны оставаться приоритетом в ближайшие годы, даже если это может оказывать давление на уровень цен в экономике. Сейчас существуют механизмы поддержки уязвимых категорий граждан, которые были успешно реализованы, в то время как экономический рост всегда будет неразрывно связан с ростом уровня цен.

Автор — президент Центра стратегических разработок

Позиция редакции может не совпадать с мнением автора

Прямой эфир