Праздник Симхат Тора, «радость Торы», который в Израиле начинается вечером 27 сентября, а вне Израиля — вечером 28 сентября, завершает серию еврейских осенних праздников, длящуюся с небольшими перерывами целых три недели. В этот день заканчивается годичный цикл чтения Торы, и тут же начинается новый цикл. Главная заповедь праздника — церемония «акафот», «обход», когда евреи собираются в синагоге, из ковчега вынимают свиток Торы, и молящиеся семь раз обходят с ним вокруг престола. Во время «акафот» принято петь и танцевать. Как сказано в религиозном своде «Ялкут Шимони» о дне Симхат Тора, «сказал Г-сподь народу Израиля: вам полагается радоваться, вам полагается праздновать, вам полагается веселиться».
Логично возникают два вопроса. Во-первых, каждый праздник — радость, почему же только в день Симхат Тора проявление радости — это заповедь? А во-вторых, что еще более важно, — почему Тора, пять святых книг Б-жественного откровения, — это «радость»? В переводе слово «Тора» означает «учение», это серьезнейший текст, содержащий основы научных знаний, историю сотворения мира и человека, историю еврейского народа и его завета с Б-гом, а также 613 заповедей, которые Вс-вышний дал евреям с горы Синай. Верующие евреи изучают Тору, причем изучают ее всю жизнь. Почему же праздник посвящен не «мудрости Торы», а ее «радости»? Почему в этот день люди пляшут и поют, то есть занимаются делами как бы несерьезными?
Чтобы понять, в чем тут дело, нам стоит сперва ответить на вопрос, что в действительности является источником радости. Песни и танцы — это лишь внешнее проявление радости. А источник находится внутри человека: это чувство собственного достоинства, чувство безопасности, ощущение свободы и полноценности жизни. Не в последнюю очередь это ощущение того, что ты прикоснулся к мудрости Творца. Да, заповеди Торы содержат множество ограничений и запретов — но только следование этим заповедям дает человеку подлинную свободу. В каком-то смысле это можно сравнить с правилами уличного движения: они действительно ограничивают нас, но одновременно с этим обеспечивают нашу безопасность, а порой и спасают жизнь.
Тот, Кто создал этот мир, дал людям Тору, чтобы через нее они узнали, как правильно в этом мире жить, что надо делать, а чего делать не стоит. Мы понимаем, что, следуя заповедям Торы, помогаем себе сделать нашу жизнь более красивой, более безопасной, более свободной. Разве это не причина для радости?
Тут, впрочем, возникает еще один вопрос. Если суть праздника — в радости от следования заповедям Торы, почему он отмечается именно сейчас, а не тогда, когда Б-г дал Тору на горе Синай, то есть в начале лета, через 50 дней после Песаха — праздника исхода из Египта?
Ответ прост: Симхат Тора — это не радость от обретения Торы, а наше отношение к Торе в целом, радость от близости к Тому, Кто ее нам даровал. Именно поэтому Симхат Тора завершает цикл осенних праздников. От Рош а-Шана, еврейского Нового года, и до Йом-кипур, Судного дня, наше отношение к Б-гу было исполнено трепета: мы думали о том, как заслужить Его милость, чтобы Он внес наши имена в Книгу жизни на начавшийся год. А после этого начался следующий этап, более высокий: мы должны показать Б-гу, что помимо трепета, «страха Б-жия» есть еще радость в служении Ему.
С этим связан еще один важный момент праздника. Тора — не только свод мудрости Б-жьей, не только руководство к правильному поведению в жизни. Это еще и подарок нам, детям Б-жьим, от нашего небесного Отца, подарок, которому мы радуемся, как дети. Неслучайно на протяжении «акафот» священный свиток ни разу не раскрывается! Обычные дни — это дни изучения Торы, когда мы воспринимаем ее с помощью разума. А Симхат Тора — день, когда мы воспринимаем Б-жественный дар нашими чувствами, вступаем в непосредственную связь с Дарителем. А какое чувство может быть более радостным, чем ощущение прямого контакта с Г-сподом?!
В этом году из-за пандемии празднование, конечно, будет более скромным. В синагоги придут только те, кто гарантированно не болеет коронавирусной инфекцией, во время молитвы, церемонии «акафот» и танцев будет соблюдаться социальное дистанцирование и так далее. Но это ни в коей мере не нарушает заповедей Г-сподних. Наоборот, такие действия — это их тщательное соблюдение: ведь многие заповеди Торы специально учат нас заботиться о собственном здоровье и о здоровье тех, кто находится вокруг нас! И радость праздника только усилится от того, что люди, выполняя эти заповеди, не только помогут себе, но и сотворят еще одно доброе дело для окружающих.
Автор — главный раввин России по версии ФЕОР
Позиция редакции может не совпадать с мнением автора