Правительство России утвердило проект бюджета на 2022-й и плановый период 2023–2024 годов. 21 сентября стали известны некоторые подробности. Так, в ближайшие три года планируется сверстать бюджет с профицитом. Доходы в 2022-м должны составить 25,02 трлн рублей, в 2023 году — 25,54 трлн рублей, а в 2024 году составят 25,83 трлн рублей. По итогам первого полугодия 2021-го доходная часть бюджета исполнена в объеме 11,26 трлн рублей, так что к концу года можно ожидать цифр на уровне 22–23 трлн рублей.
Первое, что бросается в глаза — небольшой рост доходной части бюджета, начиная со следующего года. Это согласуется с прогнозами по довольно слабому увеличению ВВП в обозримом будущем, но вызывает ощущение, что Россия не полностью задействует свой ресурс для ускорения экономического роста. Инициатив по повышению налоговых доходов достаточно, не хватает идей по подъему экономики.
Интересно, что доля нефтегазовых поступлений в структуре доходов за последние пять лет снизилась с 43% до 30%, однако корреляция между среднегодовой ценой нефти в рублях и доходами бюджета составляет более 80%. Это может означать, что такие параметры, как стоимость нефти и обменный курс рубля косвенно влияют и на другие отрасли экономики, не связанные с добычей полезных ископаемых. Например, через НДС, доля которого в структуре доходов выросла с 32% до 40%, почти полностью заменив нефтегазовые доходы. Если это верно, то, исходя из проекта бюджета и оценок Минэкономразвития относительно цен на нефть, мы можем прикинуть, каким может быть курс доллара в следующие несколько лет. Примерные оценки такие: 2022 год — средний курс 72 рубля за доллар, 2023-й — 85 рублей, 2024-й — 90,9. То есть средний рост американской валюты оценивается в 8% в год. Это близко к инфляционным ожиданиям и совпадает с тем, как торгуются фьючерсные контракты на обменный курс. Столько же в среднем рубль терял против доллара и за последние 15 лет.
Расходная часть бюджета также верстается в нейтральном ключе. Определенное повышение расходов планируется только после 2022 года, но финансирование национальных целей остается. Это самые важные вопросы, касающиеся в том числе важнейшей части экономики — демографии. Речь идет о поддержке семей с детьми (2 трлн рублей) и здравоохранения. Например, Дальний Восток получит дополнительно 12 млрд рублей выплат на поддержку рождаемости.
В целом, судя по бюджету, правительство придерживается приоритетов экономии в обмен на слабый экономический рост. С одной стороны, это правильно, учитывая, что в ближайшие годы мир может ожидать активный переход в формат валютных зон, который будет сопровождаться кризисными явлениями. Долгосрочно пара лет принципиальной роли не сыграет, но поможет сохранить ресурсы для переходного этапа, когда придется активно расходовать средства Фонда национального благосостояния. С другой стороны, промедление в плане стимулирования экономики государственными расходами приводит к накапливанию структурных проблем: реальные располагаемые доходы населения не растут, активность бизнеса невысокая, уровень монетизации экономики низкий, а доля конечного потребления домохозяйств в структуре расходов ВВП намного уступает ведущим экономикам мира.
Отдельного внимания заслуживает бюджетное правило. Оно предусматривает покупку валюты на дополнительные доходы от нефтегазового сектора и направление ее в ФНБ , а также установку предельного уровня расходов бюджета. В 2020 году правило смягчали. Расходы бюджета составили 21.1% ВВП, этот год получается «переходным», а с 2022-го правило заработает в полную силу. Среди экономистов ведется дискуссия о его плюсах и минусах, однако многие считают правило слишком жестким для России. Ограничение расходов необходимо, но оно должно оставлять возможность для увеличения трат не только в периоды шоков, но и в моменты, когда это необходимо для создания импульса для ускорения темпов экономического роста.
Автор — главный инвестиционный стратег «БКС Мир инвестиций»
Позиция редакции может не совпадать с мнением автора