Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Спорт
The Times узнала о подготовке иска пловцов к WADA за допуск китайцев на ОИ
Общество
В Москве отключение отопления начнется 27 апреля
Мир
В Бразилии начали проверку после сообщений о минировании посольства России
Экономика
Число вакансий с подработками перед майскими праздниками выросло в 1,5 раза
Экономика
Путин передал 100% акций «дочек» Ariston и BSH Hausgerate структуре «Газпрома»
Общество
Синоптики предупредили москвичей о грозе 27 апреля
Мир
Франция создает проблемы российским дипломатам с выдачей виз
Общество
Число китайских студентов в России выросло до 41 тыс.
Мир
Гуцул пригласила президента и премьера Молдавии на День гагаузского языка
Мир
Московский зоопарк подарит КНДР животных более 40 видов
Общество
Работающим россиянам хотят разрешить отдавать пенсионные баллы родителям
Мир
Die Welt узнала о причинах отказа Украины от заключения мира в Стамбуле
Мир
Бельгия может поставить Украине истребители F-16 до конца 2024 года
Общество
В Госдуме предложили запретить организацию обращения криптовалют в РФ
Мир
МИД Польши раскритиковал Дуду за заявление о ядерном оружии
Мир
Канада выделит Украине $2,1 млн на производство БПЛА

Правило сделали

Инвестиционный стратег Максим Шеин — о том, какой будет российская казна в ближайшие три года
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Правительство России утвердило проект бюджета на 2022-й и плановый период 2023–2024 годов. 21 сентября стали известны некоторые подробности. Так, в ближайшие три года планируется сверстать бюджет с профицитом. Доходы в 2022-м должны составить 25,02 трлн рублей, в 2023 году — 25,54 трлн рублей, а в 2024 году составят 25,83 трлн рублей. По итогам первого полугодия 2021-го доходная часть бюджета исполнена в объеме 11,26 трлн рублей, так что к концу года можно ожидать цифр на уровне 22–23 трлн рублей.

Первое, что бросается в глаза — небольшой рост доходной части бюджета, начиная со следующего года. Это согласуется с прогнозами по довольно слабому увеличению ВВП в обозримом будущем, но вызывает ощущение, что Россия не полностью задействует свой ресурс для ускорения экономического роста. Инициатив по повышению налоговых доходов достаточно, не хватает идей по подъему экономики.

Интересно, что доля нефтегазовых поступлений в структуре доходов за последние пять лет снизилась с 43% до 30%, однако корреляция между среднегодовой ценой нефти в рублях и доходами бюджета составляет более 80%. Это может означать, что такие параметры, как стоимость нефти и обменный курс рубля косвенно влияют и на другие отрасли экономики, не связанные с добычей полезных ископаемых. Например, через НДС, доля которого в структуре доходов выросла с 32% до 40%, почти полностью заменив нефтегазовые доходы. Если это верно, то, исходя из проекта бюджета и оценок Минэкономразвития относительно цен на нефть, мы можем прикинуть, каким может быть курс доллара в следующие несколько лет. Примерные оценки такие: 2022 год — средний курс 72 рубля за доллар, 2023-й — 85 рублей, 2024-й — 90,9. То есть средний рост американской валюты оценивается в 8% в год. Это близко к инфляционным ожиданиям и совпадает с тем, как торгуются фьючерсные контракты на обменный курс. Столько же в среднем рубль терял против доллара и за последние 15 лет.

Расходная часть бюджета также верстается в нейтральном ключе. Определенное повышение расходов планируется только после 2022 года, но финансирование национальных целей остается. Это самые важные вопросы, касающиеся в том числе важнейшей части экономики — демографии. Речь идет о поддержке семей с детьми (2 трлн рублей) и здравоохранения. Например, Дальний Восток получит дополнительно 12 млрд рублей выплат на поддержку рождаемости.

В целом, судя по бюджету, правительство придерживается приоритетов экономии в обмен на слабый экономический рост. С одной стороны, это правильно, учитывая, что в ближайшие годы мир может ожидать активный переход в формат валютных зон, который будет сопровождаться кризисными явлениями. Долгосрочно пара лет принципиальной роли не сыграет, но поможет сохранить ресурсы для переходного этапа, когда придется активно расходовать средства Фонда национального благосостояния. С другой стороны, промедление в плане стимулирования экономики государственными расходами приводит к накапливанию структурных проблем: реальные располагаемые доходы населения не растут, активность бизнеса невысокая, уровень монетизации экономики низкий, а доля конечного потребления домохозяйств в структуре расходов ВВП намного уступает ведущим экономикам мира.

Отдельного внимания заслуживает бюджетное правило. Оно предусматривает покупку валюты на дополнительные доходы от нефтегазового сектора и направление ее в ФНБ , а также установку предельного уровня расходов бюджета. В 2020 году правило смягчали. Расходы бюджета составили 21.1% ВВП, этот год получается «переходным», а с 2022-го правило заработает в полную силу. Среди экономистов ведется дискуссия о его плюсах и минусах, однако многие считают правило слишком жестким для России. Ограничение расходов необходимо, но оно должно оставлять возможность для увеличения трат не только в периоды шоков, но и в моменты, когда это необходимо для создания импульса для ускорения темпов экономического роста.

Автор — главный инвестиционный стратег «БКС Мир инвестиций»

Позиция редакции может не совпадать с мнением автора

Прямой эфир