В ФАС назвали незаконным навязывание страховой компании при кредитовании
ФАС считает, что потребитель вправе менять страховые организации в течение всего срока кредитования и сохранять те же условия, включая процентную ставку. Об этом заявила начальник управления контроля финансовых рынков ФАС России Ольга Сергеева на Международном банковском форуме «Банки России – XXI век», передает корреспондент «Известий».
Весной 2022 года истекает срок действия Общих исключений в отношении соглашений между кредитными и страховыми организациями. Ведомство считает необходимым пересмотреть условия правил допуска страховых организаций к страхованию рисков заемщиков. Статистика показывает, что потребители страхуют свои риски в той страховой организации, которую навязывает банк.
Ведомство считает необходимым отказаться от сложных и многообразных требований и методик оценки банками платежеспособности страховщиков. Необходимо от процедуры аккредитации перейти к двум простым и понятным потребителю критериям — наличие лицензии и наличие рейтинга платежеспособности любого российского рейтингового агентства.
Отдельный вопрос, который ФАС России считает нужным вынести на обсуждение, — это формирование минимальных стандартных требований к страховым услугам. Выполнение этих требований могло бы сделать полис обязательным к приему банками. На сегодняшний день требования к страховой услуге у банков различаются и не всегда обоснованны.
Минимальные стандартные требования создают возможности продажи таких продуктов дистанционно, в том числе на маркетплейсах, обеспечивают конкуренцию за счет предложения лучшей цены и лучшего качества. В свою очередь дистанционные продажи снижают потребность в дорогом банковском продукте.
Маркетплейс в этом отношении может сыграть важную роль в возвращении здоровой конкурентной среды в сфере банковского страхования и создании реальной потребительской ценности страховых продуктов.
В июле рейтинговое агентство «Эксперт РА» представило обзор, в котором говорится, что в 2020-м рост на 76% показало страхование жизни (ипотечное, кредитное и т.д.), а также страхование рисков держателей кредитных карт. Последняя услуга включается в договор по умолчанию, как правило, пользовательским соглашением, которое, по разным оценкам, 91–97% людей не читают, что позволяет банкам и страховщикам навязывать страховку держателям кредиток.