Одни, и не дома: учим детей безопасному передвижению в городе
Детям школьного возраста нередко приходится передвигаться по городу самостоятельно, используя общественный транспорт. Задача родителей — научить ребят выбирать безопасный маршрут, правильно вести себя на остановках и во время поездки. Чтобы дети усвоили информацию, можно рисовать с ними карты с обозначением безопасного пути, а закрепить материал помогут в отрядах юных инспекторов движения (ЮИД), где школьникам в простой и понятной форме расскажут, как избежать опасностей на дороге.
Учебный экспресс
С начала сентября только в Московской области учащиеся — речь о школьниках всех возрастов и студентах — совершили свыше 2 млн поездок в автобусах, троллейбусах, трамваях и поездах. Об этом 16 сентября сообщила пресс-служба министерства транспорта и дорожной инфраструктуры Подмосковья.
Однако многие ребята ведут себя на дорогах безалаберно. Следовательно, необходимо не только научить детей пользоваться транспортом (автобусом, троллейбусом, трамваем), но и рассказать о правильном поведении на остановках. Родители должны научить детей самостоятельно планировать наиболее безопасный маршрут, используя навигацию города, советует Госавтоинспекция.
— Родители для ребенка в возрасте до семи лет являются образцом поведения, и только более взрослые дети начинают критически оценивать поведение членов своей семьи. Именно в возрасте до семи лет, когда родители еще водят ребенка по улице за руку, систематическая, повседневная тренировка правильного поведения на дороге, с постоянным личным примером всех членов семьи, могут создавать положительные или отрицательные привычки, — напоминают эксперты.
Стоит составить вместе с детьми схему маршрута дом–школа–дом с детальным описанием особенностей каждого перехода проезжей части дороги и мест, требующих повышенного внимания, советуют в ГИБДД. Карту, которая станет основой для этой схемы, можно нарисовать или скачать из интернета. На нее следует нанести пункты назначения — дом, школу, детскую площадку и др. Обязательно отметьте на ней светофоры, дорожные знаки, пешеходные переходы, места остановок маршрутных транспортных средств с указанием маршрутов их движения. В общем, сделайте всё то, что поможет вашему ребенку сориентироваться в дорожной обстановке.
Практика показывает, что знаний о безопасном использовании общественного транспорта, получаемых ребенком в школе, недостаточно. Школьное образование не дает практических навыков, незаменимых в реальной жизни. Практические знания дети, к примеру, могут получить в ЮИД. Отряды ЮИД — это объединение школьников, которые стремятся к безопасному и осознанному участию в дорожном движении. ЮИД включает в себя около 430 тыс. участников, объединенных в более чем 33 тыс. отрядов ЮИД по всей России.
Практика и еще раз практика
У детей еще не сформирован алгоритм поведения в опасных ситуациях, отметил в беседе с «Известиями» специалист экспертного центра «Движение без опасности» Алексей Кушнеров.
— У детей притуплено чувство опасности. В нестандартной ситуации они часто принимают неверные решения. Допустим, увидев нужный автобус, они могут начать бежать к нему, не обращая внимания на то, что происходит на проезжей части дороги. Дети пытаются побыстрее выйти из некомфортной ситуации, например боязни опоздать на автобус, и из-за этого могут недооценить уровень опасности. Если их не обучать, такое поведение может привести к печальным последствиям, — подчеркнул он.
Родителям необходимо помнить, что маленьким детям без взрослых не рекомендуется ездить на общественном транспорте. Но их постепенно необходимо к этому готовить. Например, ребенок должен хорошо знать свой маршрут, главным образом остановки посадки и высадки. Он также должен знать все ориентиры и названия улиц по пути следования, отметил эксперт.
— Ребенку следует ожидать транспортное средство строго на остановке. Ни в коем случае нельзя выходить на проезжую часть дороги! Заходя в транспортное средство, нужно пропустить выходящих из него людей. В самом автобусе или трамвае нужно либо сидеть, либо стоять, держась за поручни. Обязательно объясните ребенку, что транспортное средство — не место для игр! Заострите внимание на том, что нельзя отвлекать водителя во время движения. В темное время суток нужно обозначать себя с помощь световозвращающих элементов, — подчеркнул эксперт.
Объясните ребенку, что проезжую часть дороги можно переходить только по пешеходному переходу. Обходить транспортное средство не стоит, лучше дождаться, когда дорога будет свободна и только тогда начать ее переход в разрешенном месте.
— Расскажите ребенку о том, что сначала нужно осмотреться по сторонам в поисках ближайшего подземного или надземного пешеходного перехода. Если такового нет, ищите транспортно-пешеходный светофор, именно там будет регулируемый пешеходный переход. А в его отсутствие нужно высматривать квадратные дорожные знаки синего цвета с изображением человечка-пешехода, — советует Госавтоинспекция.
Согласно статистике, практически каждый третий ребенок, пострадавший в ДТП, передвигался в качестве пешехода. Частой причиной дорожных происшествий с детьми становится невнимательность юных участников дорожного движения, как ранее писали «Известия».
Так, за семь месяцев 2021 года в России произошло 8916 дорожно-транспортных происшествий с участием детей, следует из данных Госавтоинспекции. Около 40% детей, которые стали участниками ДТП, были пешеходами.