Экология современной России и ее место в мировой «зеленой» парадигме всё больше и больше обсуждается как гражданами, так и чиновниками. Она стала одной из тем прошедшего Восточного экономического форума, ей уделял внимание президент. В своем указе о национальных целях развития глава государства прямо поставил цель создать систему обращения с ТКО, обеспечивающую их сортировку в 100% объеме. Количество отходов, направляемых на полигоны, выбросы опасных загрязняющих веществ должны быть сокращены в два раза.
Действия государства по переходу к экономике замкнутого цикла можно условно разделить на два направления: воздействие на потребителей и производителей.
В отношении первого одним из главных шагов станет отказ от закупок вредной продукции. Это повлечет создание спроса на экологичные аналоги и предложения вторсырья. Касательно второго меры государства должны привести к удорожанию неэкологичных продуктов и вытеснению их с рынка, последствием чего должны стать предложение менее опасных для природы товаров и создание спроса на вторсырье.
Когда мы говорим о воздействии на потребителя, прежде всего речь идет о необходимости внедрения практики «зеленых» закупок. Почему это основное направление? Потому что госзаказ в РФ в широком смысле играет субстантивную роль. Объем всех публичных торгов по итогам 2020 года оценивается в размере 29% от ВВП нашей страны.
Россия демонстрировала несколько «подходов к снаряду». В 2010 году была поставлена задача проработать предоставление преимуществ товарам и услугам, имеющим добровольную экологическую сертификацию, признанную на международном уровне. В 2013-м федеральные ведомства обсуждали разработку проекта директив по установлению соответствующих характеристик для корпоративных тендеров. Однако новая процедура не получила серьезного распространения. Основным результатом работы стал отказ государства от перехода к обязательным «зеленым» закупкам до принятия необходимых безвредных требований к продукции.
На практике повсеместные торги такого рода не происходят по следующим причинам.
Пока в законодательстве отсутствуют четкие критерии экологичности товара и правила использования его маркировки, есть риск, что антимонопольные органы, которые в России контролируют госзаказ, признают процедуру незаконной. Кроме того, заказчики испытывают трудности при подготовке тендерной документации с новыми критериями. Для них отсутствуют типовые технические задания. Поэтому многие отказываются от организации таких конкурсов.
Перечисленные барьеры для внедрения «зеленых» закупок возникают от того, что приоритетом развития законодательства о контрактной системе была борьба с коррупцией и снижение расходов государства на приобретаемые товары и услуги (без потери качества). Не получили достаточного развития нормы закона о том, что в документации могут устанавливаться экологические характеристики объекта закупки. В результате, к примеру, при оценке стоимости жизненного цикла продукта не учитывается его «экослед». В типовых госконтрактах безвредным характеристикам также не уделяется внимания.
Вместе с тем есть несколько отдельных положительных примеров, когда «безопасные» критерии все же используются. По правилам торгов, действующим в Москве, определенные требования установлены к автомобилям, моторному топливу, оборудованию для озеленения, бумажной таре и упаковке и др. Другой пример касается корпоративных тендеров, когда в компании действует стандарт, который применяется в конкурсных процедурах, связанных с капитальным строительством.
Большим подспорьем для государственного заказчика с точки зрения его вклада в сокращение отходов был бы прямой запрет на приобретение основных источников формирования непригодных материалов, например, упаковки и отдельных изделий из пластика.
Производить товары из полимеров в России пока прямо не запрещается, потому что это не может быть полностью решено на государственном уровне. Задача по проработке целесообразности запрета на ввоз и производство одноразового пластика рассматривается ЕАЭС, где подобные вопросы должны решаться с помощью норм технического регулирования. Эта задача вошла в недавно принятые Стратегические направления развития евразийской экономической интеграции до 2025 года, но пока не решена.
Поэтому намного проще проработать ограничение тендеров или даже оборота (в отличие от производства или использования) некоторых товаров, усугубляющих ситуацию с количеством формируемых отходов.
Сейчас обсуждаются отдельные предложения по запрету в РФ упаковки из пластика. Возможным вариантом был бы отказ от публичных торгов такой продукции с правом правительства предусмотреть исключения из данного правила. Очевидно, что в ряде случаев подобная упаковка не имеет альтернатив или же они еще более вредны для экологии. При этом запрет на закупки одноразовой полимерной посуды, с учетом опыта отдельных стран, мог бы быть безусловным.
Автор — адвокат, партнер Адвокатского бюро «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры»
Позиция редакции может не совпадать с мнением автора