Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
Жителя Сахалина обвинили в контрабанде рыбы на сумму около 20 млн
Общество
Более 40% россиян рассказали о своих ожиданиях повышения зарплаты в 2025 году
Мир
Глава МИД Ирана прокомментировал всеобъемлющий договор с Россией
Мир
The Times of Israel сообщила о достижении договоренности между Израилем и ХАМАС
Мир
Маск назвал сломанной организацией подавшую на него в суд комиссию в США
Армия
Группировка войск «Восток» сорвала действия двух инженерных групп ВСУ в ДНР
Мир
Президента Южной Кореи Юн Сок Ёля арестовали
Армия
Силы ПВО за ночь уничтожили три БПЛА ВСУ над Белгородской и Тамбовской областями
Мир
Президент Кубы сообщил об освобождении 553 заключенных
Мир
WSJ узнала о планах Трампа подписать указы по поддержке нефтегазовой отрасли США
Общество
В Гидрометцентре спрогнозировали облачность и гололедицу в Москве 15 января
Мир
В Белом доме заявили о планах достичь сделки по конфликту в Газе до 20 января
Интернет и технологии
«ВКонтакте» впервые обошла YouTube по охвату среди россиян
Общество
Путин отметил вклад СК в обеспечение правопорядка в Донбассе и Новороссии
Армия
Военные мотострелковой бригады рассказали о работе на рыльском направлении
Общество
Композитору Максиму Дунаевскому исполнилось 80 лет
Общество
Каждый третий опрошенный россиянин запланировал смену места работы в 2025 году
Экономика
Мишустин пригласил представителей и инвесторов Вьетнама в Россию

Кабинет-регистр

Профессор НИУ ВШЭ, эксперт «Валдая» Андрей Казанцев — о внутренних конфликтах новой власти в Афганистане про формировании правительства
0
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

В Афганистане после захвата столицы Паджшера, где сохранялся последний очаг сопротивления под руководством сына известного покойного лидера Ахмада Шаха Масуда и вице-президента Амруллы Салеха, запрещенное в России движение «Талибан» 6 сентября заявило об установленном физическом контроле над всей территорией страны. В ходе боев за Паджшер ряд известных лидеров «Северного альянса – 2» (так по аналогии с «Северным альянсом», противостоявшего талибам в 1990-е годы, называют вооруженную оппозицию им) был убит. Правда, Масуд-младший заявил о готовности продолжать сопротивление, которое теперь, видимо, перейдет в партизанскую фазу. Как известно, советские войска в свое время также несколько раз занимали ущелье Панджшера и Масуд-старший точно так же уходил в горы, а потом возвращался и занимал долину снова.

Многие эксперты считают, что даже при окончательной победе новых афганских властей в Панджшере недовольство на севере не прекратится и неизбежно, особенно при обостряющемся экономическом кризисе, будет выливаться в сопротивление. Связано это с тем, что талибы — это одновременно исламистское и пуштунское националистическое движение, основанное на кодексе чести «пуштунвали». В то же время на севере страны проживают преимущественно представители национальных меньшинств (таджики, узбеки, туркмены), имеющие достаточно устойчивые связи с постсоветской Центральной Азией. К ним можно прибавить обитающих в центре страны шиитов-хазарейцев, тесно связанных с Ираном.

Недавно представитель движения Забихулла Муджахид подтвердил, что среди молодежи очень распространено желание эмигрировать из Афганистана. Образованная часть даже пуштунского населения, проживающая в городах, возможно, тоже без особого восторга относится к новой власти, как показывают имевшие место демонстрации.

В ситуации серьезного раскола в стране создание стабильного правительства, которое смогло бы обеспечить преодоление экономического кризиса, возможно только в случае, если оно будет инклюзивным. Как сказал министр иностранных дел России Сергей Лавров, «мы хотим поддержать процесс формирования правительства, которое будет отражать весь спектр афганского общества, включая талибов, включая другие этнические группы — не только пуштунов: это хазарейцы, узбеки, таджики. Только такое инклюзивное правительство сможет обеспечить устойчивый переход уже к новой жизни».

Пока были объявлены точно имена только трех министров. Это всё представители исламистов и пуштуны, распределившие между собой ключевые портфели.

Министром иностранных дел должен стать мулла Абдул Гани Барадар, бывший глава политического офиса движения в Дохе. Он вел переговоры и формулировал официальные политические позиции. Правда, позднее появились слухи, что он может и возглавить правительство. В прошлом мулла Барадар считался лидером национально ориентированного крыла «Талибана», при этом представляя собой основную фигуру «умеренных», так как именно он давал различным заинтересованным державам обещания о принципиально новой политике своей организации.

Военным министром объявили главу военной комиссии радикалов муллу Моулави Якуба, сына покойного первого лидера муллы Омара. Он, собственно, и руководил боевыми действиями. Якуб считается близким к «умеренным» — именно он отдал приказ стараться избегать расправ и грабежей во время наступления на Кабул.

Министром внутренних дел должен стать Халил ур-Рахман Хаккани, глава полуавтономной афгано-пакистанской террористической группировки «Сеть Хаккани» (запрещена в России). Именно он отвечал за снабжение «Талибана» из Пакистана, его финансирование и т.п., без чего войну вести было вообще невозможно. Он сын известного полевого командира, воевавшего против СССР, а потом создавшего, как говорят многие эксперты, не без помощи пакистанской разведки, свою группировку. Среди боевиков Хаккани много иностранцев (пакистанцев, арабов и т.п.), также он считается организатором многих терактов и в целом представителем радикально-исламистского крыла движения.

К сожалению, военная победа талибов, как считают многие эксперты, могла усилить позиции более радикально настроенных кругов. В частности, от нее особенно мог выиграть Хаккани. Внутренняя политическая кухня организации наблюдателям недоступна, однако ходят устойчивые слухи, что имел место конфликт между Хаккани с одной стороны и Барадаром — с другой. С этим многие связывают затягивание объявления состава правительства.

В любом случае представители «Талибана» заявили, что новое правительство Афганистана будет переходным, то есть в будущем (например, после ожидающегося принятия новой конституции или изменения старой) может быть сформирован другой, уже окончательный, состав кабмина. Также исламисты указали, что новое правительство уже согласовано, и пригласили на его объявление представителей России, Китая, Турции, Ирана, Пакистана и Катара. Все эти страны нынешние власти Афганистана рассматривают как наиболее дружественные, правда, представители Ирана официально объявили свое несогласие с военным решением проблемы Панджшера и с уничтожением ряда его лидеров, в том числе в результате пакистанского вмешательства. В этом плане следует отметить, что среди соседей Афганистана существует и антиталибская группа, куда пока входят Индия и Таджикистан (видимо, позиция Ирана сдвигается в эту же сторону).

После победы над Панджшером, как считают многие эксперты, инклюзивность правительства будет достаточно формальной. Тем не менее приглашенные на объявление состава нового кабмина страны, вероятно, из соображений прагматизма его признают. В случае если формальность соблюдения всеобъемлющего принципа будет очевидной, возможно, например, признание с оговорками, как переходного, с пожеланием сформировать более сбалансированное правительство уже после объявления новой конституции. Правда, в условиях усиливающегося экономического кризиса (а на зиму ООН вообще прогнозирует голод), а также сохранения серьезных противоречий внутри Афганистана и среди его соседей ожидать стабильности в стране вряд ли придется.

Автор — эксперт клуба «Валдай», профессор НИУ ВШЭ, главный научный сотрудник Аналитического центра ИМИ МГИМО

Позиция редакции может не совпадать с мнением автора

Читайте также
Прямой эфир