Эхо Ясной Поляны: фестиваль «Толстой» аукнется в Москве и на Урале
В Ясной Поляне показали культовый спектакль «Русский роман» Миндаугаса Карбаускиса — тонкое, метафизическое соединение биографии и творчества Льва Николаевича по пьесе драматурга Марюса Ивашкявичюса с Евгенией Симоновой в роли Софьи Андреевны. Драматург Василий Сигарев и режиссер Константин Солдатов предложили взглянуть на сюжет романа «Анна Каренина» совсем с другой стороны — глазами ее мужа. Впервые события вышли за пределы Тульской области. Премьерные показы фестиваля, прошедшего в музее-усадьбе писателя 3–5 сентября, продолжатся в Москве, Челябинске и Уфе.
Толстой на заводе
Зрители сидят на сцене, актеры играют прямо в зале. В руках у них магические круглые фонарики, напоминающие Луну. Действие продолжается в цехах, офисных помещениях и на проходной старейшего завода электроакустического оборудования «Октава». Нажимаешь кнопку красную, желтую или зеленую, и заточенная за стеклом актриса танцует «Войну и мир» или изображает в пантомиме Анну Каренину и Катюшу Маслову.
«Следуйте за волонтером», говорит публике режиссер. Переходишь в другое, таинственно опустевшее ночное помещение заводской конторы, и там, прямо среди бумаг, папок и принтеров, высоченный молодой Лев Николаевич переживает мытарства «Арзамасского ужаса».
Это один из хитов фестиваля — сайт-специфик-спектакль Елены Ненашевой «Сила слова», представление в современном формате, когда театр взаимодействует со смыслами, продиктовавшими место постановки. В данном случае идея услышать Толстого по-новому родилась из пространства завода, разрабатывающего аудиотехнологии, микрофоны и слуховые аппараты.
— Мы с командой сформировали маршрут по заводу, начинающийся как будто бы в прошлом, в пространстве советского актового зала, и продолжающийся в будущем — современных футуристичных лабораториях, — рассказала «Известиям Елена Ненашева.
По задумке автора, совершая путешествия между этими двумя пространствами, зрители получают возможность подумать о Толстом и его творчестве под разными углами и познакомиться с его текстами, интерпретированными разными способами современного театра, включая видеоинсталляцию и пластический перформанс.
Толстой в городе
В числе спецпроектов пятого юбилейного сезона — работы лидеров современного театра Дмитрия Волкострелова и известных драматургов Ярославы Пулинович и Светланы Баженовой.
Спектакль-перфоманс без актеров и аудиозаписей Дмитрия Волкострелова и «театра post» «Война и мир» своими шагами» предлагает прогуляться по усадьбе. Длина маршрута равна длине всех строк первого издания романа. А документальная пьеса Пулинович и Баженовой «Толстой о людях. Люди о Толстом» написана специально для фестиваля. Она посвящена не самому Льву Николаевичу, а музею «Ясная Поляна» и его сотрудникам. Чтобы по-настоящему окунуться в усадебный мир, авторы прожили там 10 дней, взяли интервью у работников музея и жителей деревни. Параллельно читка пьесы «Толстой о людях. Люди о Толстом» пройдет в Рязани, Челябинске и Башкирии. Это создаст эхо фестиваля, вышедшего в этом году за пределы музея-усадьбы.
— Пьеса, написанная специально для фестиваля, — это большое событие, которое хорошо бы сделать постоянной практикой, — поделился планами с «Известиями» программный директор фестиваля, театральный критик, помощник ректора по спецпроектам Школы-студии МХАТ Павел Руднев.
Он убежден, что сегодня необходимо создавать новые произведения о Льве Николаевиче, потому что в разные времена толстовская тема отражается очень по-разному.
— Мы видим, что современный «Русский роман» Миндаугаса Карбаускиса и Марюса Ивашкявичюса диаметрально противоположен по концепции пьесе 1978 года «На круги своя» Иона Друцэ. Толстовский фестиваль должен собирать лучшие спектакли по произведениям и биографии классика, а также инициировать создание новых.
Павел Руднев предложил наблюдать за параллельными линиями в культуре, чтобы увидеть «толстовское» в современном искусстве.
Толстой в красках
Куратор фестиваля, праправнучка писателя Екатерина Толстая в беседе с «Известиями» отметила, что театральный смотр планирует развиваться не только географически, но тематически и репертуарно.
— Сегодня понятие театра очень расширилось, и мы стараемся экспериментировать с разными формами — от академических инсценировок до сайт-специфик и иммерсивных постановок, — сказала Екатерина Толстая.
В числе личных фаворитов она отметила перформанс-прогулку Дмитрия Волкострелова по потаенным уголкам парка, куда, как правило, не попадает обычный посетитель, гуляющий вокруг усадьбы и яблоневого сада.
— Это постановка позволяет заглянуть на творческую кухню Льва Николаевича, когда он работал над своим главным романом, и пройти вместе с ним те маршруты, которые его вдохновляли. Это спектакль без актеров и аудиозаписей: нужно слушать не голоса, а звуки природы — птиц, шелест листьев под ногами.
По мнению Екатерины Толстой, сила фестиваля — в слиянии искусства и природы:
— Зрительный зал у нас расположен прямо на улице, яснополянский парк становится декорацией для театрального действа. Фестиваль дает возможность побывать в усадьбе в ее лучшие часы, когда на парк спустились сумерки, утихла экскурсионная суета, тишина такая, что слышно, как лошади жуют сено. Мир Толстого играет новыми красками.
Толстой в воспоминаниях
Открывала фестиваль хореографическая интерпретация творчества писателя, созданная пермским театром «Балет Евгения Панфилова». TOLSTOY — это балет-сюита в рамках «Творческой мастерской В. Васильева». Он поставлен современными хореографами Алексеем Расторгуевым, Павлом Глуховым, Юлией Бачевой, Александром Могилевым, Дмитрием Антиповым и Константином Кейхелем.
Тверской ТЮЗ показал «Чайку» британского режиссера Вероники Вигг. Эта постановка, вошедшая в длинный список премии «Золотая маска» сезона 2019–2020, говорит со зрителем о том, с чем каждый человек сталкивается в повседневной жизни, — о личных отношениях, погоне за счастьем, разбитых мечтах, потерях и обретениях.
Еще одним хитом программы стал спектакль «Алексей Каренин» Русского драматического театра Удмуртии в Ижевске. Режиссер Константин Солдатов и драматург Василий Сигарев предложили взглянуть на драму семьи Карениных глазами мужа Анны.
Постановка «Жизнь и смерть Ивана Ильича» (театр-фестиваль «Балтийский дом», Санкт-Петербург) соединила драматический и кукольный театр: галерею персонажей Толстого, размышляющих о вечных вопросах человеческого существования, воплощали артисты и картонные фигурки.
Спектаклем закрытия стал нашумевший «Русский роман» Миндаугаса Карбаускиса. Постановка театра имени Владимира Маяковского (Москва) прошла в Тульском академическом театре драмы имени Максима Горького. Вместе с Марюсом Ивашкявичюсом, автором пьесы, режиссер сделал акцент на пересечении произведений и событий личной жизни Толстого, в центре которых оказалась жена писателя Софья Андреевна, роль которой сыграла Евгения Симонова.
Актриса рассказала «Известиям», что образ Софьи Андреевны ей близок и хорошо знаком с подросткового возраста.
— У моего деда, ленинградского историка Сергея Вяземского, была обширная раритетная библиотека, к которой он вообще-то никого не подпускал, но как-то раз сам предложил мне почитать дневники жены Толстого, — вспоминает Евгения Симонова. — И хотя в те годы я не очень понимала, что значит быть женой и матерью, испытала к ней огромное сочувствие.
Всего в программе фестиваля приняли участие 15 театральных постановок ведущих театров из 10 регионов России. Для юных посетителей и родителей работал театрально-образовательный проект «Школа без звонков и домашки» режиссера Юрия Алесина и драматурга Алексея Олейникова, основанный на педагогических идеях Льва Толстого. Спектакль воссоздал один день из жизни крестьянских детей, учеников яснополянской школы, и сыграли в нем настоящие учителя.